Российская Информационная Сеть
16 ноября, 18:09

Россия вновь способна говорить свое "нет"

Россия вновь способна говорить свое "нет" Похоже, что между Россией и Западом уже лет десять не было таких серьезных разногласий по такому широкому кругу вопросов.

Косово, расширение НАТО, действие соглашений по контролю над вооружениями, американские планы создания новой системы противоракетной обороны в Европе, противостояние ядерным устремлениям Ирана, а также мертвая хватка России на поставках энергоресурсов в страны Европы. Президент Владимир Путин сравнивает Америку с гитлеровским Третьим Рейхом, а европейскую ПРО - с Карибским ракетным кризисом 1962 года. Неужели в отношениях с Россией наступила холодная зима?

Вообще-то это зависит от того, чего добивается Путин своими жесткими высказываниями. Основаны ли они на реалистичной оценке российской силы и интересов? В чем заключается их конечная цель - в разрешении проблем или в их создании? Как и у любой другой страны, у России имеются интересы, которые ей нужно защищать. Общие угрозы терроризма, распространения оружия массового уничтожения и тому подобное означают, что ее интересы не всегда и не очень сильно отличаются от американских или европейских. Но порой создается впечатление, будто Путин страстно стремится показать, что Россия вновь способна говорить свое `нет`.

Возьмем Балканы. Похоже, что в середине декабря все усилия по мирному отделению Косово от Сербии будут пущены под откос. Под угрозой окажется стабильность региона, поскольку Россия поддерживает отвергающих все и вся сербов, а Америка и Европейский Союз с различной степенью энтузиазма выступают на стороне косоваров.

Хотя край Косово вот уже восемь лет находится под управлением ООН, Россия утверждает, что одностороннее провозглашение независимости Косово даст повод другим сепаратистским регионам, таким как грузинская Абхазия и молдавское Приднестровье (где у России по-прежнему находятся войска), последовать его примеру. Однако за внешней поддержкой Сербии Россией скрываются разногласия между этими странами. В выдвинутом недавно тройкой в составе ЕС, России и США предложении из 14 пунктов по выходу из тупика были и некоторые российские идеи, но сербы это предложение напрочь отвергли. И сейчас ключевой вопрос заключается в том, будет Россия содействовать или препятствовать усилиям по предотвращению обострения отношений между экстремистски настроенными сербами и косоварами.

А тем временем российская Дума, или нижняя палата парламента, единогласно проголосовала за введение с 12 декабря моратория на выполнение Россией обязательств по Договору об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Это решение дает России возможность перебрасывать свои войска и вооружения к западным границам, не соблюдая при этом все те ограничения и правила прозрачности, которые на протяжении 15 лет являлись краеугольным камнем системы европейской безопасности. Путин давно уже жаловался на то, что внесенные в 1999 году в ДОВСЕ поправки, изменившие с учетом распада Советского Союза содержание подписанного в 1992 году оригинала договора, не были ратифицированы странами НАТО, и что Эстонии, Латвии и Литве необходимо присоединиться к этому соглашению.

Страны НАТО отвечают, что это вызвано невыполнением Россией своих обязательств по полному выводу войск из Абхазии и Приднестровья (где они, среди прочего, охраняют мощные военные арсеналы советской эпохи). Но Америка в прошлом месяце поймала Путина на слове, и ответила на его обеспокоенные заявления своими предложениями о реализации серии параллельных шагов. В соответствии с предложением, некоторые страны НАТО начнут процесс ратификации ДОВСЕ, прибалты приступят к подготовке к вступлению в договор, а Россия в ответ выполнит собственные обещания и подготовит договоренности в отношении приднестровских складов вооружений. Сейчас Россия выдвигает новые требования, которые могут потопить весь договор. Кое-кто начинает задаваться вопросом о том, не в этом ли заключалась истинная цель Путина.

В некоторых вопросах Россия пользуется большей симпатией и сочувствием со стороны других стран. Например, она выступает против настойчивых заявлений администрации Буша по поводу стратегических вооружений. Американцы говорят, что поскольку две страны больше не являются врагами, жесткие правила проверок и инспекций их сокращающихся стратегических арсеналов можно будет ослабить, когда в 2009 году закончится срок действия таких правил. Влиятельный сенатор-республиканец Ричард Лугар (Richard Lugar) выступает за заключение нового имеющего обязательную юридическую силу соглашения, нацеленного на то, чтобы не взошли, как он говорит, `ростки еще большего недоверия` между США и Россией.

Существующая в Америке и Европе обеспокоенность по поводу России заставляет представителей администрации искать новые пути взаимодействия с Путиным там, где это возможно. Америка и Россия совместно выступили с призывом к другим государствам признать те ограничения, которые были введены их двусторонним Договором о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Этот заключенный в 1987 году договор запрещает обеим странам развертывать ракеты с дальностью действия от 500 до 5000 километров. У Северной Кореи и Ирана, а также у Израиля, Индии, Пакистана и Китая такие ракеты имеются.

Однако те опасения, которые звучат в заявлениях Путина по поводу развертывания таких ракетных систем вблизи границ России, противоречат его упрямому противодействию излюбленному американскому проекту создания щита ПРО в Европе.

План размещения РЛС ПРО в Чехии и небольшого количества ракет-перехватчиков в Польше для противодействия потенциальной ракетной угрозе со стороны Ирана вначале вызвал яростное возмущение Путина. Россия пригрозила нацелить на эти два объекта свои ядерные ракеты. Но позже Путин предложил вместо установок в Чехии и Польше использовать другие радиолокационные станции - одну в Азербайджане, а вторую в России. В прошлом месяце Америка сделала Путину беспрецедентное контрпредложение - увязать российские радары с американским проектом и натовскими системами противоракетной обороны от оперативно-тактических ракет, чтобы увеличить зону охвата как в Европе, так и в европейской части России. Чтобы снять обеспокоенность России по другому поводу - что европейская система ПРО через какое-то время сможет нанести ущерб российским стратегическим силам ядерного сдерживания (некоторые российские представители в частном порядке называют такие заявления надуманными), американский министр обороны Роберт Гейтс (Robert Gates) заявляет, что эта система, даже если ее создадут, будет поставлена на боевое дежурство только в случае возникновения реальной, а не мнимой, угрозы со стороны Ирана.

Высокопоставленные представители администрации Буша утверждают, что на самом деле, противоракетная оборона против Ирана должна стать `основой` стратегического сотрудничества. Путин сказал, что подумает на сей счет; но его генералов эти слова, похоже, не очень впечатлили. Наоборот, в момент, когда военный бюджет России составляет лишь малую долю того, чему он был равен во времена `холодной войны`, эти генералы предпочитают возрождать стареющую дальнюю авиацию и направлять ее бомбардировщики на малоэффективное патрулирование против стран Запада. Они действуют по примеру Путина, который избрал тактику словесных оскорблений в качестве некоей формы защиты. Похоже, что смысл этих действий заключается в том, чтобы показать - Россия вернулась. Но вернулась не для того, чтобы обретать друзей, хотя в ряде вопросов она по-прежнему в них нуждается.

nbsp;RIN 2000-