Российская Информационная Сеть
22 ноября, 18:29

Путин останется, если его волнует благосостояние страны

Путин останется, если его волнует благосостояние страны Президент Владимир Путин продемонстрировал всему миру, насколько прочны его позиции, дав понять, что в будущем готов занять пост премьер-министра страны.

Если он покинет пост главы государства в мае будущего года, как предписывает конституция, Путин станет первым российским лидером со времен Сталина, который к концу пребывания у власти пользуется большей популярностью, чем в начале. Все другие лидеры либо умирали на своих постах, либо `попадали в немилость` - Хрущев даже оказался под своеобразным домашним арестом. Что же касается Путина, то его сегодня поддерживает от 70 до 80% населения.

Путин полностью уверен в себе и гордится своими достижениями, особенно тем, что в России сегодня воцарилась беспрецедентная стабильность и благосостояние - такого не было не только в царские времена, но и в советскую или постсоветскую эпоху. Конечно, это не только путинская заслуга. Нынешнее процветание России почти полностью связано с тем, что нефть сегодня стоит почти 100 долларов за баррель, а не 15, как это было в тот момент, когда Путин был назначен премьер-министром. Для страны, получающей более 60% экспортных доходов за счет нефти и газа, подобная разница имеет огромное значение. Конечно, новообретенных благ не всем досталось поровну, а некоторым и вовсе ничего не досталось, но финансовое положение населения в целом сегодня лучше, чем девять лет назад, когда страна была банкротом, многие банки рухнули, государство объявило дефолт по внешним долгам, а курс рубля резко упал. Сегодня российская казна, напротив, ломится от долларов и евро. Почти вся государственная задолженность выплачена, темпы роста ВВП приближаются к 7% в год, и к 2010 г., как ожидается, его объем должен удвоиться по сравнению с 2000 г.

Хотя в России Путин крайне популярен, на Западе его политику воспринимают как откат к прошлому, к эпохе авторитаризма. За годы пребывания у власти он вернул под контроль государства важнейшие телеканалы и большинство газет с крупнейшими тиражами. Он по сути `стерилизовал` реальную политическую оппозицию, вновь передал под контроль или в собственность государства многие приватизированные предприятия, создавая, как он выражается `национальных чемпионов`. Вот один пример: если в 2000 г. доля государственных фирм в нефтедобыче составляла 20%, то сегодня она приближается к 50%. Однако у большинства россиян все это, судя по всему, недовольства не вызывает. Напротив, они, похоже, одобряют общий курс Путина. Поддержкой населения пользуются и методы, которыми президент подавил попытки Чечни завоевать независимость, и репрессии против олигархов `первого поколения`.

Россияне гордятся тем, что их страна возвращает себе статус мировой державы, утверждая свои интересы в Азии и используя нефтегазовый экспорт для запугивания нынешних и потенциальных потребителей. Многие россияне, годами ощущавшие, что западные державы не считаются с их страной, а то и просто обводят ее вокруг пальца, буквально в восторге от того, что теперь, благодаря Путину, стороны поменялись ролями. Сегодня российский президент критикует Соединенные Штаты, а также расширение НАТО, напоминая, что в свое время Вашингтон обещал этого не делать. Более того, игнорируя нарушение его собственным государством прав человека и гражданских свобод, он начал упрекать США и Европу в том, как они относятся к иностранцам и иммигрантам, пренебрегают презумпцией невиновности и пытают заключенных, в частности, в тюрьме Абу-Грейб. Так, беседуя с западными журналистами накануне июньской встречи `большой восьмерки`, он заметил: `Посмотрим, что творится в Северной Америке - ужас один: пытки, бездомные, Гуантанамо, содержание под стражей без суда и следствия. Посмотрите, что происходит в Европе: жестокое обращение с демонстрантами, применение резиновых пуль, слезоточивого газа : убийства демонстрантов на улицах: Полное нарушение Конституции, всех законов: После смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем`.

Наконец, многие в России не без удовольствия наблюдают за тем, как Соединенные Штаты роют себе все более глубокую яму в Ираке и Афганистане. В конце, концов, не так давно все обстояло с точностью до наоборот - в Афганистане безнадежно увяз Советский Союз.

Проведя страну через экономическую и политическую пустыню, Путин - сегодняшний российский Моисей - столкнулся с вопросом: как эффективнее всего закрепить эти преобразования. Он десятки раз заявлял: чтобы остаться президентом на третий срок, придется менять конституцию, а это, по его словам, приведет к `дестабилизации`. В то же время, учитывая его популярность в обществе, Путин осознал, что его уход из власти также способен дестабилизировать обстановку, особенно в связи с тем, что бесспорного преемника у действующего президента, судя по всему, нет.

Несомненно, аналогичные аргументы он слышит и в Кремле. Одна фракция из числа ветеранов КГБ уже ведет публичную междоусобицу с другой, соперничающей группировкой, тоже стремящейся взять верх. Каждая фракция опасается, что враждебный клан отберет часть ее `бонусов` и лакомых корпоративных активов. Особенно это относится к руководящим должностям на ренационализированных топливно-энергетических и металлургических предприятиях, которые Путин раздал друзьям и коллегам.

Вероятнее всего, именно сочетание перечисленных факторов побуждает Путина искать некий способ сохранить центральную роль во власти, не меняя при этом конституцию. Сегодня в глазах многих россиян Путин незаменим. И пост премьер-министра представляется решением проблемы - по крайней мере, если брать краткосрочную перспективу.

В долгосрочном плане, однако, было бы лучше, если Путин решит, что для блага страны он должен создать прецедент, продемонстрировав, что даже самый популярный лидер не только выполняет букву конституции, но и уходит из власти после двух положенных сроков, уступая дорогу новому главе государства. Путину стоило бы последовать примеру Джорджа Вашингтона. Первый президент США, при всей своей популярности, осознал, что ради блага страны ее лидеры не должны оставаться у власти слишком долго. Поэтому он отказался баллотироваться на третий срок, или занять другой государственный пост.

Если Путина по-настоящему волнует благосостояние его страны, он должен поступить так же.

nbsp;RIN 2000-