Российская Информационная Сеть
4 декабря, 14:07

Никто не знает, что теперь на уме у Путина

Никто не знает, что теперь на уме у Путина Избиратели в воскресенье по-разному оценили двух наиболее известных и неоднозначных авторитарных лидеров в мире.

Президент России Владимир Путин превратил парламентские выборы в референдум доверия к себе и циничными манипуляциями добился убедительной победы, подорвав тем самым остатки независимости Думы в российской политике. В Венесуэле последняя и самая скандальная попытка президента Уго Чавеса захватить власть была отвергнута на референдуме, и это дает надежду на то, что в будущем там снова может возникнуть принцип состязательности в политике.

Путин завлекал избирателя на показушных парламентских выборах тем, что он обеспечил России стабильность и уважение в мире. Подавляющее число избирателей, благодарных судьбе за высокие цены на нефть, купилось на эту пропаганду и предпочло закрыть глаза на то, что Путин сажал в тюрьму своих политических оппонентов и закрыл им доступ к СМИ.

Никто не знает, что теперь на уме у Путина, второй четырехгодичный срок правления которого заканчивается в марте. Возможно, он использует те же грязные методы для продвижения на выборах слабого президента, а сам станет премьер-министром. Но Путин прекрасно знает, что власть портит людей, и даже карманный преемник может оказаться совсем не таким сговорчивым. Поэтому сейчас он может попробовать переписать конституцию таким образом, что у него появится возможность выдвинуть свою кандидатуру на третий срок. Любой из этих ходов нанесет еще один сокрушительный удар по и без того уже пострадавшей российской демократии.

С момента своего избрания восемь лет назад президент Чавес последовательно прибирал к рукам все большие полномочия, покупая на нефтяные деньги поддержку избирателей. Но он явно перегнул палку с продвижением конституционных реформ, которые позволили бы ему контролировать почти все основные политические институты и переизбираться на пост президента так часто, как он сам бы того захотел. Чавес по-прежнему очень влиятелен, и он ясно дал понять, что считает это лишь временным отступлением. Надо отдать ему должное, он быстро признал результаты референдума.

Кто бы мог подумать, что Чавес поведет себя более достойно чем Путин, достаточно респектабельный политик, чья страна входит в клуб ведущих развитых стран? Соединенные Штаты и Европа должны дать понять Путину, что времена, когда он пользовался уважением и признанием, теперь уходят в прошлое.

Международному сообществу теперь надо продолжить оказывать давление на Чавеса, который вряд ли вдруг ни с того ни с сего заделался в демократы. Поражение его пакета реформ наглядно показывает, что все возможно, стоит разрозненной оппозиции объединиться, а избирателям предпочесть власть закона, а не кнут диктатора. Российским избирателям следует хорошенько присмотреться к тому хорошему, что удалось сделать в Венесуэле и что так плохо удается делать в их собственной стране.

nbsp;RIN 2000-