Российская Информационная Сеть
10 декабря, 15:41

Трепашкин: Мне трижды предлагали убить Литвиненко

Трепашкин: Мне трижды предлагали убить Литвиненко Подполковник ФСБ в отставке Михаил Трепашкин, осужденный за разглашение гостайны и вышедший на свободу после четырех лет заключения, в интервью британской газете The Sunday Times сделал ряд заявлений, касающихся убийства Александра Литвиненко.

По словам Трепашкина, бывший сотрудник ФСБ, которого он называет в интервью "Виктор", трижды пытался привлечь его к операции по устранению Литвиненко. Этот человек был уволен из органов после участия в скандально известной пресс-конференции офицеров спецслужб в 1998 году. Тогда Литвиненко, Трепашкин и их коллеги заявили о готовящемся покушении на Бориса Березовского.

В первый раз "Виктор" обратился к Трепашкину в сентябре 2002 года. Он сообщил, что вернулся в ФСБ и работает в контрразведывательном подразделении. "Виктор мне сообщил, что была создана очень серьезная группа, чтобы раз и навсегда решить вопросы, связанные с Литвиненко и Березовским, - рассказал Трепашкин. - Я начал подозревать, что он планирует сделать что-то плохое, чтобы надавить на Литвиненко, и сказал: "Ты что с ума сошел? Ты что, хочешь меня нанять, чтобы я помог совершить убийство? Забудь об этом".

Однако спустя два месяца "Виктор" связался с ним снова. На сей раз, как заявил Трепашкин, этот человек рассказал, что ФСБ хочет заставить замолчать не только Александра Литвиненко, но и соавтора его книги "ФСБ взрывает Россию" Юрия Фельштинского. "Он мне сказал, что в Бостон, где жил Фельштинский, отправлена специальная группа для осуществления наблюдения, - рассказывает Трепашкин. - У меня создалось впечатление, что дело принимает серьезный оборот и ФСБ готовит что-то против них обоих. Поэтому я предупредил Литвиненко, и он отнесся к этому со всей серьезностью".

О третьей встрече "Виктор" попросил в начале 2003 года. Он хотел, чтобы Трепашкин поехал в Лондон и встретился там с Литвиненко, чтобы "другие агенты могли засечь его и начать круглосуточное наблюдение". В обмен на выполнение этого задания "Виктор" пообещал Трепашкину защиту от давления, которому тот стал подвергаться в ходе проведения независимого расследования взрывов жилых домов в Москве и Волгодонске в 1999 г., после чего подполковник подал документы на получение британской визы - но не для того, чтобы осуществить пожелание "Виктора", а чтобы по-дружески предупредить Литвиненко об опасности. Однако в визе Трепашкину было отказано.

"Все, что говорил мне Виктор, встало на свои места, когда я узнал, что Литвиненко был отравлен, - продолжает Трепашкин. - С этого момента у меня не осталось сомнений в том, что за его убийством стоит ФСБ. Я понял, что Виктор не блефовал. Такое убийство не могло быть осуществлено без помощи государственных структур, а смысл его исполнения - месть и желание показать тем, кто мажет грязью ФСБ, что никто нигде не может быть в безопасности". Еще одним мотивом устранения Литвиненко могло быть то, что тот собирался написать книгу о проведении ФСБ ряда заказных убийств: по словам Трепашкина, это намерение бывшего офицера ведомства крайне беспокоило "Виктора" и его коллег.

Ранее в интервью The Daily Telegraph Трепашкин сообщил имя человека, сыгравшего ключевую роль в отравлении Литвиненко. По его словам, это один из сотрудников российских спецслужб, который вместе с Литвиненко участвовал в упомянутой пресс-конференции. Однако тогда имя этого человека опубликовано не было.

Как отмечает The Sunday Times, свои утверждения Михаил Трепашкин собирается изложить в официальном письме в Европейский суд по правам человека, чтобы поддержать иск вдовы Александра Литвиненко Марины, которая обвинила российское правительство в соучастии в убийстве своего мужа, а также в том, что не было проведено тщательного расследования его смерти.

Напомним, что 50-летний Михаил Трепашкин вышел на свободу 30 ноября. В 2004 г. он был признан виновным в том, что во время службы в ФСБ копировал и хранил у себя дома секретные документы. В общей сложности Трепашкин провел за решеткой четыре года. По его словам, таким образом бывшие коллеги свели с ним счеты за то, что он принимал участие в независимом расследовании взрывов жилых домов в России в 1999 году.

nbsp;RIN 2000-