Российская Информационная Сеть
22 декабря, 15:40

Путин: Я все эти 8 лет работал, как раб на галерах

Путин: Я все эти 8 лет работал, как раб на галерах Президента России Владимира Путина американский журнал "Тайм" назвал "человеком года-2007". В интервью этому изданию российский лидер рассказал о приоритетах нашей страны во внешней и внутренней политике и результатах своей работы.

Об отношениях с США

И Россия, и Соединенные Штаты в двух крупнейших трагических конфликтах человечества - в Первую и во Вторую мировые войны - были союзниками. Значит, есть нечто такое, объективное, что нас в трудные времена всегда объединяет. Я думаю, что это и геополитический расклад, и геополитические интересы. Но есть, видимо, и какая-то моральная составляющая нашего сотрудничества в самые трудные времена, которые возникают в жизни наших стран.

Безусловно, трагедией в наших отношениях был период "холодной войны". Мне бы очень не хотелось, чтобы рудименты прежних наших отношений сохранялись сегодня и тем более в будущем. Я думаю, что вы на меня не обидитесь, вы меня призывали говорить откровенно, и я буду с вами откровенен. Мне кажется, что за последнее десятилетие, может быть, даже за последние лет 50, в общественное сознание США закладывается идея исключительности Соединенных Штатов. Наверное, под этим есть определенные основания, потому что это феномен в истории человечества: за 250 с небольшим лет из заштатной колонии превратиться в процветающую державу, в одного из явных лидеров сегодняшнего дня - это говорит о многом, это говорит о таланте американского народа, об оптимальном устройстве экономической и политической сфер. Но у лидеров, как правило, не возникает особых прав - у них возникают, как правило, обязанности. А если лидеры начинают думать, что у них особые права, то они часто теряют эти лидерские позиции.

Вот когда у нас было два основных мировых сообщества - так называемый западный блок во главе с Соединенными Штатами и восточный блок во главе с Советским Союзом, тогда еще проходила возможность жесткой дисциплины в рамках блокового мышления, такая форма общения с другими странами. Но сегодня, когда подавляющее большинство участников международного общения не чувствуют такой внешней угрозы, как было раньше, то эта манера вовне - повторяю и прошу не обижаться - диктовать что-то в международных делах, уже встречает не понимание, а частое сопротивление.

Сегодня востребованы другие способы и инструменты общения друг с другом и другие способы борьбы с сегодняшними угрозами. Сегодня, для того чтобы быть успешным, нужно уметь договариваться и искать компромиссы. А способность к компромиссам - это не просто внешний дипломатический политес со своим партнером, это уважение его законных интересов.

О терроризме

Я бы не стал к терроризму добавлять определение "исламский". Терроризм, по нашему мнению и по моему глубокому убеждению, не имеет ни национального, ни конфессионального лица. Терроризм интернационален. И радикалы встречаются во всех средах, во всех странах и, если говорить о религиозной составляющей, во всех конфессиях. Время от времени что-то затихает, время от времени где-то что-то на поверхности появляется. Но мы боремся не с какими-то религиозными проявлениями, а с идеологией нетерпимости, в какие бы одежды она ни рядилась.

Об Ираке

Наша позиция по Ираку известна хорошо. Я с самого начала считал, что это ошибочное решение, и говорил об этом публично. У меня не только нет сегодня оснований изменить свою точку зрения, но, наоборот, все течение событий последних лет показывает, что мы были правы.

Да, если посмотреть на карту мира, то по сравнению с Россией или Соединенными Штатами Ирак там заметить трудно. И, казалось бы, легко "прижать" небольшую страну. Но брызги-то какие - до сих пор не знаем, что с этим делать. Это небольшой, но очень гордый народ. И возникли проблемы, которых раньше было не видно. Люди ведь воспринимают оккупацию уже не как борьбу с тираническим режимом Саддама Хусейна, а многие - как личное оскорбление. А террористы на этом играют. И террористы, которых раньше в Ираке не было, там сегодня появились.

Тем не менее считаю, что сейчас мы должны меньше говорить о том, что было сделано правильно или неправильно. Я не думаю, что это поможет в решении сегодняшней ситуации. Сегодня мы должны думать о том, что сделать дальше, в ближайшее время. И в целом я согласен с президентом Бушем, когда он говорит о том, что нужно сделать все для того, чтобы иракские власти были в состоянии решать проблемы безопасности как минимум самостоятельно. Нужно помочь им создать собственную армию, собственную службу безопасности, полицию - и передать иракскому народу вопросы этого порядка.

Но в чем у нас с Джорджем расхождение, так это в том, что он не считает возможным поставить какие-то сроки вывода иностранных войск с территории Ирака. По-моему, это лучше было бы сделать, это заставило бы и само иракское руководство действовать более активно. Потому что, если они будут знать, что вечно за их спиной будут американские штыки, кому-то, может быть, эта ситуация может показаться очень комфортной. А если они будут знать, что крайний срок обозначен тогда-то, что американцы и другие иностранные войска уйдут, то что-то надо будет делать уже сегодня для того, чтобы быть подготовленным к обозначенной дате. Я считаю, что это было бы правильно. Но в конечном итоге это то решение, которое мы должны принять вместе на уровне ООН.

О российской оппозиции

У нас всем предоставлено было право, так же как и будет предоставлено право в ходе президентской избирательной кампании, высказывать свое мнение. В соответствии с законом все участники парламентской и президентской гонки имеют доступ не только к средствам массовой информации. Вы посмотрите некоторые каналы: так называемые оппозиционные деятели просто не вылезали с экранов телевизоров на некоторых каналах. Да, на некоторых их было меньше, но в рамках, определенных законом, они точно были. А на некоторых каналах были просто постоянно.

У них была серьезная, очень серьезная финансовая поддержка. Им предоставляли все возможности публично высказать свое мнение, свою позицию на улицах и площадях, но там, где разрешено законом и местными властями - в соответствии с законом. Но если они ставят своей задачей не просто продемонстрировать свое мнение, а у них другая задача: спровоцировать правоохранительные органы, добиться, чтобы их задержали, и потом апеллировать к своим сторонникам, но уже не внутри страны, а за рубежом, показывая, что у нас есть проблемы, - в этом смысле они, конечно, своей цели, наверное, добились и будут добиваться в будущем, потому что мы и в будущем будем требовать от всех соблюдения законов России.

О национальном лидере

Такой человек подвергает себя опасности, потому что на нем лежит большая ответственность за принятие решений, некоторые из которых могут быть встречены на ура, а могут встретить какое-то непонимание и даже сопротивление. Но тогда этому человеку нужно доказывать, быть честным с людьми, надо вести прямой диалог и доказывать, что это, может быть, не очень приятные в чем-то, но вынужденные меры, которые в конечном итоге должны дать позитивный результат в среднесрочной или в долгосрочной перспективе. Но очень важно, чтобы люди верили, что так оно и будет. А это значит, что такой человек не должен никогда врать. Каждый имеет право на ошибку, но нужно быть честным в отношении своих действий и добиваться положительного результата. И если такой диалог с людьми складывается, то это лучший залог успеха.

О России

Россия - это древняя страна, с древними, глубокими традициями и с очень мощным моральным фундаментом. И этот фундамент - это любовь к своей Родине, это патриотизм. Патриотизм в лучшем его понимании. Кстати говоря, по-моему, в известной степени - в большой степени - это присуще и американскому народу.

От чего нужно, безусловно, избавляться? Нужно избавляться от того периода в нашей советской истории, когда мы пытались возглавить мировую социалистическую или коммунистическую революцию и стать лидерами, мировыми лидерами этого движения; когда мы пытались навязывать другим странам то, как они должны жить. Мне кажется, что это ошибка, которую совершал не только Советский Союз, но это было очевидно и характерно для Советского Союза. И от этого, безусловно, нужно избавляться.

Что считаю возможным, в общем и целом, сохранить и что нужно развивать? Обозначу крупными мазками. Нужно развивать уважение к своей истории, несмотря на все ее проблемы, и любовь к своему Отечеству. Нужно проявлять максимальную заботу об общих моральных ценностях и на этой базе консолидировать российское общество. Считаю это абсолютным приоритетом.

О НАТО

Я не сказал бы, что НАТО - это смердящий труп "холодной войны". Но это, безусловно, то, что досталось нам из прошлого. Но ведь чего греха таить, давайте вспомним историю: сначала было создано НАТО, потом в ответ на это был создан Варшавский договор. Если мы говорим о том, что мы должны не только новую архитектуру, но и новые принципы вводить в международную жизнь, если мы говорим о том, что нужно искать взаимопонимание, компромиссы на основе уважения интересов друг друга в рамках многополярного мира, то такие организации не являются универсальным инструментом решения проблем сегодняшнего дня. Как, например, НАТО может эффективно бороться с терроризмом? Разве НАТО помешало террористам 11 сентября нанести удары по Соединенным Штатам и уничтожить сотни и тысячи американцев? Где было НАТО, чтобы купировать эту угрозу, ликвидировать ее, обезопасить Америку от этого?

Россия не собирается вступать в военно-политические блоки, чтобы ограничивать свой суверенитет, потому что участие в таком блоке - это, безусловно, ограничение суверенитета. Но мы хотим иметь добрые отношения не только с Соединенными Штатами, а со всеми странами, в том числе со странами - членами НАТО и с организацией как таковой. Но я полагаю, что внутри самой организации тоже многое должно измениться. Уже невозможно кого-то выстроить в военном режиме или загнать в стойло, потому что сегодня другая ситуация. Если раньше Соединенные Штаты несли на себе наибольшую нагрузку, подвергали себя, возможно, даже опасности, защищая западный мир от угрозы Советского Союза, то сегодня нет такой угрозы, потому что нет Советского Союза.

О результатах своей работы

Есть только одно мерило власти - доверие людей. Никакого другого мерила не существует. Все остальное - иллюзия власти, и это очень опасная иллюзия. А вот доверие - самый главный компонент власти. И вот этим я очень дорожу.

И я очень благодарен людям за то, что они чувствуют, что я действительно все эти 8 лет работал здесь по-честному, действительно как раб на галерах, каждый день. И я вижу, конечно, что кто-то, может быть, этого и не понимает так, как я это чувствую. Но я не считаю, что они в этом виноваты, - я считаю, что я сам в этом виноват: значит, я не смог донести до этих людей; значит, работал меньше, чем мог бы еще работать. А в целом именно за это доверие я больше всего и благодарен.

Признав Владимира Путина "Человеком года", редакция журнала "Тайм" сообщила: он "продемонстрировал мастерство руководства, принеся стабильность нации, которая мало с ней знакома, и вернув Россию к мировой власти". По мнению издания, последний год пребывания Путина на посту президента России был наиболее успешным. "Во внутренней политике он обеспечил свое политическое будущее, а во внешней расширил влияние на положение дел на международной арене, пусть и не всегда благотворное", - сообщает журнал.

Другими претендентами были бывший вице-президент США, лауреат Нобелевской премии мира Альберт Гор, автор романов о Гарри Поттере Джоан Роулинг, председатель КНР Ху Цзиньтао и командующий американским контингентом в Ираке генерал Дэвид Петреус. В 2006 году "Тайм" назвал "Человеком года" пользователя интернета (на обложке было написано: "Человек года: Вы"), в 2005 году - Билла Гейтса и его жену, а также солиста U2 Боно. Последним российским политиком, которого "Тайм" удостоил этого титула, был Михаил Горбачев в 1987 году.

nbsp;RIN 2000-