Российская Информационная Сеть
25 декабря, 12:29

Инвестиции в "расцвет российского кино" не окупились

Инвестиции в "расцвет российского кино" не окупились Деловые издания подводят черту: "Бум инвестиций в российское кино в 2007 году не оправдался". Голливуд прибрал к рукам свыше двух третей сборов отечественного проката.

Российских фильмов производиться стало намного больше (98 против 67 в прошлом году), однако в прокат из них выходят менее половины. Еще меньше картин окупают свои бюджеты. Должно ли государство поддерживать убыточное российское кино? Таким ли победоносным было советское кино, о котором ностальгически вздыхают и кинематографисты, и зрители? Обо всем этом мы поговорили с главным редактором журнала "Искусство кино", членом Совета по культуре и искусству при Президенте России Даниилом Дондуреем.

- Итак, Голливуд снова встал на пути триумфального возрождения отечественного кино. Российские продюсеры сами признают, что этот год стал для него провальным. Цифры говорят о том, что сборы зарубежного кино увеличились, а российского - упали.

- Да, в процентном соотношении упали. Телеканалы сняли мало картин для кинотеатров. Только что вышла "Ирония судьбы-2". Российское кино держит сейчас около 30% всех кассовых сборов (см. таблицу N 1), но важно не забывать, что реальные деньги собирают всего 5 - 7 картин.

- Из всех выпущенных в этом году российских фильмов только четыре принесли прибыль: "Жара", "Любовь-морковь", "День выборов", "Бой с тенью-2". Те еще произведения искусства.

- Наверное, сюда войдет "12" Михалкова. Сборы этой картины составили 6,5 миллиона долларов. Все остальные отечественные фильмы тотально убыточны.

Зарубежное кино и в СССР было популярнее отечественного

- А советское кино было возвратным? Или все это тоже миф?

- Советское кино было защищено запретом на показ кино американского и мирового. До 1988 года у нас выходило 7 американских фильмов. Было жесткое квотирование. И, конечно же, фильмов дружественной Болгарии должно было быть больше, чем каких-то там американских. 51% зарубежного кино, прокатывавшегося у нас, было кино из соцлагеря.

- Которое никто не смотрел.

- Кроме двух-трех фильмов. Существовала масса вещей, о которых ваши читатели никогда не знали. Например, откуда взялось понятие "двухсерийный фильм". А это было гениальное изобретение советского Госплана. Каждый фильм, который шел больше 1 часа 58 минут, резался пополам, что позволяло вместо одного продавать два билета. И зритель платил за билет уже не рубль двадцать, а два сорок. Более того, так как у них часто не хватало метража (западные режиссеры не думали об интересах нашего Госплана), то они вынуждены были вставлять во вторую серию сцены из предыдущей. Потому и фильмы покупались подлиннее - для того, чтобы легко было потом их резать.

- Какой выгодный был бизнес.

- Кинематограф кормил. В прямом смысле: деньги, собранные в кино в регионах, всегда оставались на местах. Если не хватало денег учителям, мгновенно перегоняли "Есению" из Москвы в провинцию. Мексиканский фильм "Есения" - это абсолютный чемпион советского кинопроката, мелодрама с потоками слез, неизлечимой болезнью и волшебным исцелением в финале. Собрал 101 миллион билетов в течение одного года. "Гарри Поттеру" такое не снилось.

Второе гениальное открытие советского кинопроката - премия киномеханикам за показ советского кино. Что это означало на практике? На сеанс в 9 утра ставился "Король Лир" Козинцева, а с 11 безостановочно шло "Золото Маккены". По отчетности (она была по дням, а не по сеансам, и в ней фигурировал "Король Лир") выходило, что высокодуховная экранизация Шекспира классиком советского кино пользовалась ломовым спросом. И кинотеатр получал премии.

- Значит, статистические данные о невероятном успехе советского кино лживы?

- Полуфальшивы, я бы сказал. Конечно, зритель смотрел "Пиратов ХХ века": 80 с чем-то миллионов билетов. Не так ломились, как на "Есению", но все равно цифра очень большая. Были и другие российские боевики. "Офицеры", картины Рязанова... Ленты, собиравшие более 17 миллионов билетов, объявлялись фильмами первой категории, и их авторам через год после проката выплачивали до 120% постановочных. Любимцы народа получали очень большие деньги. Уже тогда в кино были квазирыночные отношения.
Коммерчески успешные комедии "Любовь-морковь" (сверху) и "День выборов" (внизу) ясно показали, какое именно кино хотят смотреть россияне.

- Квазирыночными они и остались.

- Индустрия развивается достаточно успешно (см. таблицу N 3). В стране уже около 1600 современных экранов. И общие сборы в этом году, включая Украину и Прибалтику, составят 620 миллионов (см. таблицу N 2). Рост колоссальный - 20-кратный за 9 лет! Думаю, что к 2011 году мы преодолеем планку в миллиард долларов и войдем в большую европейскую пятерку - наряду с Францией, Англией, Германией и Италией. Но отечественное кинопроизводство действительно находится вне рынка.

- Передо мной список всех фильмов 2007 года, состоящий из 98 названий. Большинство из них сделано при поддержке Роскультуры. То есть частично за государственный счет. Очень многие названия даже мы с вами ни разу не слышали. Встречаются такие экзотические фрукты, как "Инзеень-малина", "КрУжовник", "Тупой жирный заяц". На что тратятся деньги налогоплательщиков?

- Госкино хочет запустить как можно больше производственных единиц. А механизм приемки фильма существовал только в советское время. С 1992 года его нет. Просто ставят галочку, пишется какой-то отчет - и все, деньги списываются.

- Сколько государственных денег расходуется на кино?

- Более 100 миллионов долларов в год. На них делается и анимация, и неигровое кино, которые в ином случае вообще никто бы не финансировал. В принципе деньги идут на благую цель - поддержание национальной кинокультуры.

- У вас нет ощущения, что государством поддерживается слишком много фильмов?

- Конечно, есть. Объясняется это необходимостью возникновения кинопотока, того, так сказать, перегноя, из которого вырастут замечательные цветы. Когда в стране будет стабильно сниматься 100 фильмов, 30 - 40 из них будет приличных и 5 - 6 хороших. Эта пропорция очень важна. Для поддержания инфраструктуры кино нужен какой-то объем производства.

Ну и потом, государство должно поддерживать дебюты и престижные, имиджевые кинопроекты, которые не могут собрать больших денег.

- Удивительно при этом, что самые заметные отечественные картины (как коммерческие, так и фестивальные) сняты без господдержки.

- Уникальный случай - картина Андрея Звягинцева "Изгнание". Она снята по принципу, по которому работают только выдающиеся мировые режиссеры. Фильм снят на деньги западных прокатчиков, которые покупали его, когда он еще не был снят. По переведенному синопсису и из веры в режиссера, прогремевшего со своей предыдущей картиной "Возвращение". 13 стран купили этот фильм на стадии предпродажи. Так были собраны 6 миллионов на производство. Это первый случай в истории российского кино.

Все фильмы, опередившие Голливуд на нашем рынке, тоже сделаны без финансового участия государства. Оба "Дозора", "Турецкий гамбит", "9 рота", "Волкодав", "Сволочи", "Жара", "Антикиллер", "Бумер". Ну и, конечно же, "великий" фильм "Любовь-морковь". Но это классическая "коммерцуха". Таким фильмам государство и не должно помогать.

- Первый канал снимает свои блокбастеры на кредитные деньги. А права на показ получает в обмен на рекламное время.

- Это мне напоминает старый анекдот из эпохи арабо-израильских войн. Когда по радио Израиля говорят: "Сегодня наши сообщили, что наши сбили наш самолет". Кто ж не даст кредит телеканалу, за которым стоит такая мощь? Первый канал и СТС - абсолютные чемпионы. Они могут уговорить зрителя посмотреть даже "Турецкий гамбит". Никогда никакой продюсер не смог бы собрать 20 миллионов долларов на прокате такой картины. Удалось туркам взять Шипку или не удалось? - это явно не тот вопрос, который занимает типового зрителя. Успех этого и других фильмов говорит не столько о триумфе российского кино над американским, сколько о мощи современного телевидения, способного подтолкнуть человека к какой угодно покупке - в том числе и билета в кино.

Бухгалтер - главный художник современной России

- Каков механизм выдачи государственных денег?

- Специальное жюри рецензирует сценарии. Право подать заявку имеет только продюсерская компания - как юридическое лицо. Жюри выставляет баллы, которые потом считаются. Те сценарии, которые получили наибольшее число баллов, запускаются в производство. Это примерно 80 - 90 названий. Хотя руководство Госкино указывает в отчетах все 200 - им нравится показать свою мощь и величие. В чем-то они дети тех чиновников из Госплана, дурачивших социалистическое правительство. Им тоже принадлежит гениальная разработка: одни и те же фильмы проходят у них по три раза - как находящиеся в производстве, как снятые при господдержке и т. д. То есть ежегодно они отчитываются за 200 фильмов, тогда как реально выходит около 90.

- О каких суммах идет речь?

- Государство не может дать больше 2 миллионов долларов на проект. Режиссеры с именами получают максимум этой суммы. Но в основном дают миллион. На дебюты - по 500 тысяч. На завершение работы над фильмом - по 200 тысяч.

- В цивилизованном мире большому бизнесу снижаются налоги, если они вкладывают деньги в кино. Почему у нас не существует такой формы альтернативного финансирования?

- Она действовала 4 года. В 2001 году удалось прикрыть эту лавочку. В те годы каждая уважающая себя нефтяная, лесопромышленная, торговая компания была большим кинопроизводителем. Кто только не снимал кино! Известно, что на второе или третье место по производству фильмов вышло... Мурманское пароходство. Видимо, там был шустрый коммерческий директор. Даже в европейских странах немножко подворовывают на этом деле. В менее правовых Колумбии или Мексике откаты доходят до 8 - 12 %. Нашему министру финансов Кудрину удалось остановить "меценатство" российских торговых портов и нефтяных компаний на цифре в 91% отката. На практике это выглядело так: если на кино списывалось 100 миллионов долларов, 90 из них переводилось на оффшорные счета инвесторов. А на 9 миллионов снималось 10 фильмов. Миллиарды утекали под видом съемок кино, а на экранах ничего не было. Путем невероятных усилий через Думу удалось остановить этот процесс.

- Получается, альтернативы нет. По некоторым оценкам, если господдержка прекратится, в России ежегодно будет сниматься 10 - 15 фильмов. Но ситуация все равно ненормальная. У нас есть ряд классиков, которым дана возможность десятилетиями снимать один фильм.

- Государство не следит за выделенными деньгами. В странах, где существует подобная система помощи кино, классика заставили бы завершить и показать фильм инвесторам. Государство наняло бы критиков, которые бы от его имени задали бы ему ряд вопросов. А у нас только попросят отчитаться за потраченные деньги. А это нетрудно. Самый главный художник в современной России - как известно, бухгалтер. Вот где требуется настоящий талант! Они с блеском отчитаются за что угодно. Хорошо, что есть господдержка, но она не столь эффективна, как могла бы быть. Часто безответственна со стороны как дающих, так и берущих. Одни знают, что не надо отчитываться, а другим вообще все равно. Поэтому между убыточной, но важной поисковой картиной Муратовой "Два в одном" и коммерческой "Любовью-морковью" у нас 70 абсолютно никаких фильмов. Они не художественные, не фестивальные, не блокбастеры, не мейнстрим, не артхаус. Никакие!

- Тот самый навоз, перегной, из которого когда-нибудь вырастет дивный цветок.

- Жаль только, что в эту пору прекрасную жить не придется ни мне, ни тебе, ни даже руководству Агентства по культуре и кинематографии...

nbsp;RIN 2000-