Российская Информационная Сеть
7 января, 13:16

Православные верующие славят рождение Спасителя

Православные верующие славят рождение Спасителя После 40 дней Филипповского поста наступило радостное время рождественских святок - двенадцати святых дней, завершающихся праздником Крещения Господня. Все эти дни верующим людям подобает славить Рождение Спасителя мир.

После 40 дней Филипповского поста наступило радостное время рождественских святок - двенадцать святых дней, завершающихся праздником Крещения Господня. Все эти дни верующим людям подобает славить Рождество Христово. В эти дни появление в грешном земном мире Спасителя празднуют многие церкви, живущие по юлианскому календарю. Они представляют почти 300 млн православных христиан, рассеянных по всему миру.

"Небо и земля ныне торжествуют! Ангелы и люди весело ликуют! Христос родился! Бог воплотился! Ангелы поют, славу воздают", - так прославляется праздник в одной из рождественских колядок.

По традиции христиане в эти дни посещают святые места, жертвуют бедным, навещают немощных, обмениваются подарками. Обычай рождественских приношений связан с событиями Вифлеемской ночи, когда волхвы принесли Богомладенцу золото, ладан и смирну. Эти дары сохраняются до сих пор в одном из монастырей Святой Горы Афон.

Патриарх Алексий II возглавил минувшей ночью праздничное богослужение в храме Христа Спасителя. А сегодня, в первый день Рождества, в 16:00 по московскому времени он совершит в главном православном соборе России Великую Рождественскую вечерню.

В своем Рождественском послании Патриарх призвал христиан к "горячей и действенной любви друг к другу и ко всем окружающим людям". Отмечая, что наступивший год объявлен в России Годом Семьи, Алексий II призвал помнить, что "счастье и полнота бытия" - в "любви, взаимной ответственности, готовности всю свою жизнь принести в дар тем, кого любишь".

Алексий II также отметил, что народы, духовно окормляемые Русской православной церковью, "твердо идут по пути возрождения. На этом пути достигнуты уже многие успехи. Но жизнь приносит нам и трудности, и испытания, и искушения".

"В прошедшем году нас не раз пытались разделить по национальному, политическому, социальному признакам. Церковь, пребывающая со своим народом в радостях и горестях, неизменно напоминает людям: лишь единство сделает нас сильными, свободными, способными преобразить мир", - говорится в послании.

По словам Патриарха, соборное единство народа, "от которого не могут отделить себя ни Церковь, ни светская власть, становится для нашего общества основой добрых дел".

Алексий II пожелал в светлый праздник Рождества познать "всей глубиной сердца и разума, что именно к единению призвал нас родившийся в Вифлееме Господь".

Президент России по уже сложившейся традиции отмечал праздник за пределами столицы. На сей раз он отправился в Вологодскую область. Рождество Владимир Путин встретил вместе с прихожанами в Прокопьевском соборе - в главном храме Великого Устюга.

По мнению главы государства, этот праздник "на протяжении столетий несет свет веры, надежды и любви, обращает к исконным духовным ценностям, объединяющим миллионы людей, ценностям, которые играют особую роль в истории России, питают ее национальную культуру".

В поздравлении православным христианам, которое распространила пресс-служба Кремля, президент также отметил роль Русской православной церкви в поддержании нравственного здоровья общества, укреплении моральных устоев, заботе о семье и детях, помощи нуждающимся. "Эта работа заслуживает искренней признательности и уважения", - уверен он.

Глава государства направил сегодня поздравление и Алексию II. В нем Владимир Путин особо подчеркнул, что "возобновление традиции празднования Рождества стало зримым символом духовного возрождения России", и выразил искреннюю признательность самому патриарху за его "подвижнический труд, неустанную заботу о нравственном здоровье общества, об укреплении мира, согласия и взаимопонимания между людьми".

Тысячи православных паломников приняли сегодня участие в рождественской службе в Базилике Рождества в Вифлееме, где по преданию, родился Иисус Христос. В этому году на Святую землю приехали не менее 10 тысяч паломников из России, Греции и других стран, где распространено православие. В Вифлееме отмечают, что такого наплыва зарубежных гостей здесь не было уже, как минимум, 5 лет. Все гостиницы города заполнены до отказа.

Собравшихся на центральной площади перед Базиликой Рождества гостей благословил православный Патриарх Иерусалима Феофил. В своей молитве он, прежде всего, попросил ниспослать мир на землю, священную для трех мировых религий.

С сегодняшнего дня в течение 12 дней, до праздника Крещения Господня, православные отмечаются Святки, прославляя рожденного Спасителя. В эти дни принято посещать немощных и одиноких, путешествовать по святым местам и дарить подарки.

В этом году к празднику приурочена и российская премьера "Рождественской оратории". Ее автор - православный епископ Иларион (Алфеев). Концерт с участием Большого симфонического оркестра под управлением Владимира Федосеева и хора Никольского храма Третьяковской галереи пройдет сегодня в Большом зале Московской консерватории.

У Рождества в России - драматическая судьба

Между тем, Рождество, так же, как и другой великий праздник - Воскресение Христово, принадлежит к числу тех явлений духовной жизни, где традиция религиозная, тесно переплетаясь с народными обычаями, образует традицию общекультурную, существующую уже на протяжении двух тысячелетий. И риторика ложной политкорректности, которая время от времени звучит из уст тех, кто не до конца понимает значение Рождества - будь то в Европе или за океаном, вряд ли сможет свести эту традицию на нет.

Пожалуй, главное содержание нынешнего праздника - радость. Для человека религиозного, принимающего учение Церкви, земное воплощение Сына Божия является необходимым условием и первой ступенью спасения человека. Христос, единосущный Отцу по Своему Божеству, становится таким образом единосущным нам, людям, по человечеству и знаменует начало нового творения, Нового Адама, призванного спасти и заменить Собою Адама ветхого. Не случайно в празднике Рождества Христова подчеркивается его тесная связь с тайной Спасения.

Однако и людям менее религиозным праздник Рождества может внушить радость и надежду, как внушает добрые чувства рождение ребенка, появление на свет нового человека.

Радость и доброта стала содержанием великих произведений искусства, посвященных Рождеству - икон, полотен, фресок, созданных кистью замечательных мастеров живописи разных времен и народов.

Без этого праздника не было бы и таких поэтических шедевров, как "Рождественская звезда" Бориса Пастернака или рождественские стихи Иосифа Бродского.

Радостью проникнуты и церковные рождественские песнопения и народные калядки, английские Carols, немецкие Weihnachtslieder.

В России у Рождества - своя драматическая судьба. Большевики - непримиримые борцы с духовностью приложили все силы, чтобы этот праздник был изгнан из народной памяти. Этому послужила не только борьба с религией и Церковью, но и изменение календаря, что, с одной стороны включило нашу страну в общемировой календарный ритм, но, с другой, - "перемешало" людские обычаи. И хотя светские символы Рождества - елка, подарки, позднее были генсековской "милостью" вновь "возвращены" советским людям, - приурочили их к Новому году. И если во всем мире поздравляют друг друга сначала с Рождеством, а потом с Новым годом, то у нас - все наоборот. Ведь отдельно существуют гражданский и церковный календари. Правда, по церковному календарю все следует в законном порядке. Поэтому в России до сих пор существует и довольно широко празднуется Старый Новый год, который по календарю гражданскому выпадает на 14 января.

Если же оглянуться в прошлое, можно только восхититься, как красиво и щедро праздновали Рождество до революции. Лучше всех, пожалуй, об этом рассказал в книге "Лето Господне" замечательный писатель Иван Шмелев, сокрушавшийся в конце своего повествования о горестной судьбе великого праздника в послереволюционные годы...

Говорят, прошлое не вернуть, и время, которое движется только вперед, остановить нельзя, но пусть радость Рождества, несмотря ни на что всегда будет и с верующими, и с сомневающимися.

nbsp;RIN 2000-