Российская Информационная Сеть
18 января, 11:54

В Москве пройдет выставка главного архитектора XX века

В Москве пройдет выставка главного архитектора XX века Здание Министерства иностранных дел Бразилии выглядит удивительно легким. Тонкие и высокие опоры арок, длина которых удваивается за счет отражения в воде, кажутся почти бесплотными.

Хотя именно на них опирается многотонная бетонная крыша, защищающая от солнца интерьер стеклянного здания.

Автору этого проекта, Оскару Нимейеру, 15 декабря исполняется 100 лет. Изучить творчество живого классика и одного из главных архитекторов XX века можно будет на выставке "Поэзия формы", организованной в честь юбилея мастера фондом "Русский авангард" в московском Музее архитектуры. На ней представят фотографии, рисунки и макеты Нимейера с 1940-х до настоящего времени. В том числе и то, что было сделано им для Бразилиа, новой столицы своей родной страны, - проектировщиком города Нимейер стал в 50 лет.

Выполнив общий план города, он детально разработал ансамбль административной его части с резиденцией президента "Дворец рассвета", зданием палат национального конгресса, правительственным "Дворцом плоскогорья", собором и другими проектами. Сегодня все они признаны памятниками архитектуры. Искусствоведы называют стиль Нимейера эмоциональным или романтическим модернизмом за использование большого количества изогнутых форм.

Он работает с бетоном, как будто с глиной, и лишает его массивности, в результате получаются пластичные здания, то раскрывающиеся будто цветы, то похожие на застывшие потоки воды. При этом лаконичность форм, свойственная модернизму, сохраняется.

Выставка "Поэзия формы" состоит из пяти разделов.

ЭТАП 1

Пампулья: колыбель современной бразильской архитектуры - с 1940 по 1943

Начальный этап архитектуры Оскара Нимейер можно сопоставить с становлением самой бразильской архитектуры. К этому периоду относятся архитектурные сооружения комплекса Пампулья (1940-43), которым свойственны как национальные (бразильские), так и универсальные элементы, в которых, по словам самого архитектора, чувствуется "неожиданная игра прямых и изогнутых линий". Именно таким образом эти сооружения воплощают в себя черты рационализма, органицизма и свободного формализма, принимая во внимание международную критику в период строительства комплекса. Умелое использование формальных элементов и функционалистических композиционных принципов в объединенных конструкциях легко преодолело дикотомию, установившуюся в современной архитектуре. Среди сооружений комплекса Пампулья стоит обратить внимание на церковь Святого Франциска Ассиского, у которой можно отметить такие схожие черты с архитектурой штата Минас-Жерайс, как структурное единство, чувственность и формальная экстравагантность, свойственные свободному архитектурному формализму.

ЭТАП 2

Свободная форма и органичность - с 1943 по 1953

В период, последовавший после создания комплекса в Пампулье, изучаются новые художественные возможности, этот этап характеризуется свободным и органичным формализмом в архитектуре, также ему свойственно развитие техники в области инженерного дела, использование новых материалов, в том числе железобетона. Более отчетливое выражение получают основные поэтические направления, используемые архитектором: это работы скульптора Жана Арпа, пейзажи европейских художников сюрреалистического направления и пышная чувственность тропической природы и бразильских женщин. Особенно выделяются комплекс "Ibirapeura" (Сан-Паулу, 1951) и "Сasa das Canoas" (Рио-де-Жанейро, 1952-53) - дом архитектора, который Оскар Нимейер смог органично вписать в естественную тропическую среду.

ЭТАП 3

Бразилиа: модернизм, магия и вечность - с 1953 по 1965

Эту этап Оскар Нимейер начинает с восстания против ортодоксальности в архитектуре, когда становится более заметным поворот в сторону использования параллельной действительности, скрытой, как и наше подсознание. В этом смысле, поиск постоянства наряду с переходностью становится все более очевидным: если в проекте "Сasa das Canoas" архитектор стремился найти выражение вечности посредством единения с природой, то на этом этапе развития его архитектуры поиск вечности происходит через магию, связанную с сублимацией действительности. Строительство зданий Монументальной оси в бразильской столице - городе Бразилиа - играет основную роль в создании нового, восхитительного и магического мира. Посредством использования символизма в своей архитектуре Нимейер смог достичь того, что достаточно новые сооружения, такие как здания Монументальной оси, заняли место в одном ряду с основными творениями, олицетворяющими бразильскую культуру.

ЭТАП 4

Жизнь за рубежом во время "Свинцовых лет" и дорога к социальной архитектуре - с 1965 по 1989

После строительства города Бразилиа, которое навсегда прославило его самого и его творчество и военного переворота 1964 года, который привел к установлению диктатуры в Бразилии, Нимейер уезжает в Европу. Там он знакомится с историей и античной архитектурой, и это новое знание сделает его творчество более зрелым и более чистым с технической точки зрения. В качестве примера, характерного для этого периода, можно назвать Алжирская мечеть (Алжир, 1968) и штаб-квартиру издательства Мондадори (Италия, 1968-75). Не теряя своего художественного начала, архитектура Нимейера становится более политически направленной, активной с социальной и общественной точки зрения. На этом этапе, свободный формализм, органицизм и сюрреалистический классицизм все в большей степени объединяются с социальной обеспокоенностью коммуниста Оскара Нимейера в таких проектах, как штаб-квартира Французской коммунистической партии (Париж, 1965-80), университет в Константине (Алжир, 1969-77), Дом культуры (Гавр, 1972-82). После возвращения в страну в 80-е годы, в проектах Самбодрома (Рио-де-Жанейро, 1983-84) и Центров общественного образования (Рио-де-Жанейро, строительство более 500 центров было начато в 1984).

ЭТАП 5

Личный музей и музеи Человека - с 1989 по настоящее время

На этом этапе Оскар Нимейер продолжает создавать проекты общественных культурных объектов, доказывая, что с все большим успехом применяет созданный им же архитектурный стиль. Особый интерес представляют музеи и мемориалы, в которых он исследует воображаемый мир человека. Воображение становится главным элементом его архитектуры - где обращение к самому себе, символизм, поиск спасения и изучение материальных и нематериальных проявлений особенностей бразильского народа находят выражение в его произведениях. Этот период начинается с конца 80-ых годов, со строительства Мемориала "Латинская Америка" в Сан-Паулу. Далее осуществляется строительство Музея современного искусства в Нитерое, Музея Оскара Нимейера в Куритибе, Музея в Бразилиа. В настоящее время идет строительство архитектурного комплекса, получившего название Дорога Нимейера (Нитерой). Все эти творения несут в себе основные черты, свойственные культуре бразильского народа. В строящемся в настоящее время комплексе Дорога Нимейера и в проекте Административного центра штата Минас-Жерайс архитектор как бы вступает в диалог со своими наиболее известными проектами и произведениями. Он использует широкомасштабную архитектуру, не умаляя при этом ее качественных характеристик. Примером такой архитектуры может послужить проект университета в Константине.

nbsp;RIN 2000-