Российская Информационная Сеть
21 января, 15:35

Саакашвили психологически уничтожил оппозицию

Саакашвили психологически уничтожил оппозицию В минувшее воскресенье Михаил Саакашвили закрепил свою электоральную победу на выборах психологической победой над оппозицией.

В этот день в Тбилиси параллельно происходили два события: инаугурация президента и митинг его противников. Оба мероприятия сопровождались значительным скоплением народа. И оба закончились без каких-либо сенсаций.

В честь инаугурации был проведен военный парад; судя по всему, он был добавлен в сценарий церемонии не случайно. С одной стороны, власть продемонстрировала свою силу, а с другой - получила повод перекрыть центр города. Ведь лидеры оппозиции грозили вывести на улицы сотни тысяч своих сторонников и сорвать инаугурацию.

Как пояснил вице-мэр Тбилиси Мамук Ахвледиани, "военный парад будет проходить по тому маршруту, по которому оппозиция планировала проводить акцию протеста". Под этим предлогом проведение акций протеста в центре грузинской столицы было запрещено, и оппозиции предложили собраться на ипподроме, расположенном в трех километрах от центра города. В результате воскресные мероприятия прошли на редкость спокойно: Саакашвили праздновал победу в центре Тбилиси, а оппозиция осыпала его проклятиями в своей резервации на ипподроме.

По разным данным в митинге оппозиции приняли участие от нескольких десятков до двухсот тысяч человек, перед которыми выступили оппозиционные политики. Ничего особенно интересного на ипподроме не происходило. Бывший министр по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава констатировал, что "легенда Саакашвили рухнула", а набравший 27% кандидат от объединенной оппозиции Леван Гачечиладзе пообещал "до конца добиваться свободного суда, свободных СМИ и свободных выборов, а если этого всего не будет, переименовать общенародное движение в общенародное восстание". Затем организаторы митинга призвали многотысячную толпу отказаться от намерения устроить шествие до площади Саакадзе, и публика начала расходиться по домам.

Такой поворот событий подтверждает мнение экспертов, полагающих, что в ходе президентской кампании Михаилу Саакашвили и его сторонникам удалось переломить ситуацию и что взрыв оппозиционного энтузиазма, наблюдавшийся сразу после объявление итогов голосования, был "последним эхом" ноябрьского противостояния. Действительно, сразу после 5 января оппозиция занялась разоблачением фальсификаций в пользу Саакашвили. Был открыт "Музей лжи и позора", экспонатами которого стали подделанные протоколы избиркомов и не учтенные в подсчетах избирательные бюллетени. Затем, 13 января в центре Тбилиси прошел стотысячный митинг, участники которого требовали повторного подсчета голосов и проведения второго тура выборов. Еще через день противники Саакашвили собрали десять тысяч своих сторонников у здания первого гостелеканала.

На протяжении всей прошлой недели лидеры оппозиции повторяли, что намерены идти до конца, объявили о замене своего главного лозунга "Не боимся!" на новый - "Не остановимся!", и обещали устроить в день инаугурации мощное шествие, которое сорвет инаугурацию и "сметет власть Саакашвили и его приспешников". Ничего подобного не случилось, и, чтобы понять причины столь резкой "смены тактики" на фоне сохранения агрессивной риторики, стоит вспомнить о том, что 5 января одновременно с выборами президента в Грузии прошли два референдума - о вступлении страны в НАТО и о проведении досрочных парламентских выборов.

Итоги этих плебисцитов впечатляют. За вступление государства в НАТО высказались 77% граждан Грузии, за проведение парламентских выборов весной 2008 г. - 79,74%. А в минувшую пятницу и.о. председателя грузинского парламента Михаил Мачавариани сообщил, что воля народа будет исполнена: "выборы состоятся в мае, а предвыборная кампания начнется в конце марта - начале апреля". Одновременно сам Саакашвили дал понять, что готов сотрудничать с оппозицией в процессе формирования нового правительства.

В подтверждении серьезности этого намерения власти вступили в переговоры с оппозиционными лидерами, недовольными необъективностью и тенденциозностью местных телеканалов. В результате были достигнуты договоренности о серьезной реорганизации Общественного телевидения и введении представителей оппозиции в состав его Наблюдательного совета. На этом фоне в Тбилиси все настойчивее заговорили о предстоящих кадровых рокировках, в результате которых потеряют свои посты такие одиозные фигуры, как нынешний глава МВД Вано Мерабишвили.

В то же время и.о. президента Нино Бурджанадзе сообщила, что представители власти и оппозиционных партий ведут интенсивные переговоры по "восьми основным вопросам". И хотя суть этих "основных вопросов" никому не известна, грузинские политологи выражают уверенность в том, что сегодняшняя игра Саакашвили направлена на исправление ошибок, допущенных им осенью 2007 года. Речь идет о целенаправленных попытках расколоть оппозиционный фронт путем вовлечения его лидеров в орбиту действующей власти. Или, как выразился один из экспертов, о "тендере на теплые места в будущем парламенте".

В Тбилиси уже мало кто сомневается о том, что предстоящие парламентские выборы станут инструментом, с помощью которого президент попытается "построить" оппозицию. Для тех, кто готов договариваться, найдется место во власти, а все остальные так и останутся на периферии политического поля и окончательно превратятся в маргиналов. И судя по всему, оппозиционные политики вполне осознают свое положение. В частности, Лейбористская партия Шалвы Нателашвили и партия "Промышленность спасет Грузию" Георгия Топадзе уже сделали "правильный выбор", да и все остальные тоже всерьез призадумались. Ведь никаких серьезных идеологических разногласий между грузинской властью и оппозицией не существует. Глобальная "зачистка" инакомыслящих завершилась в Грузии еще во времена Шеварднадзе, и большинство сегодняшних разногласий носит личностный либо клановый характер.

Сегодня президент демонстрирует готовность занять гораздо более взвешенную позицию. Он сам инициировал процесс амнистии и заговорил о необходимости прекратить аресты и пересмотреть политику правоохранительных органов. В отношении населения, которое, как показал референдум, вполне единодушно настроено относительно вступления в НАТО, Саакашвили старается выступить в роли заботливого правителя, о чем свидетельствует весь комплекс его предвыборных обещаний, касающихся социально-экономической сферы.

В то же время оппозиция вынуждена по-прежнему использовать агрессивную риторику, чтобы не лишиться поддержки своего электората накануне парламентских выборов и одновременно не "выходить за флажки", чтобы не потерять места в большой политике. В результате такого двурушничества накал борьбы спадает и граждане начинают сомневаться в серьезности намерений оппозиционных лидеров.

В плане краткосрочного прогнозирования из этого следует, что парламентская кампания будет внешне шумной и скандальной, но без серьезных сюрпризов. А с точки зрения общих тенденций развития грузинской государственности сегодня уже можно говорить о разложении клановой системы и попытках выстроить на ее обломках корпоративное государство.

nbsp;RIN 2000-