Российская Информационная Сеть
25 января, 15:26

"Оранжевая эволюция" Армении не грозит

"Оранжевая эволюция" Армении не грозит В Ереване начала работу миссия наблюдателей из стран СНГ, которая будет контролировать ход намеченных на 19 февраля президентских выборов.

Документы на регистрацию сдали девять претендентов, но фаворит предвыборной гонки очевиден: это действующий премьер-министр Армении Серж Саркисян. Сколько-нибудь серьезную конкуренцию ему способен составить лишь бывший президент Левон Тер-Петросян. Таким образом, альтернативой сохранению сложившейся при нынешней власти системы будет политическая линия, по своей сути очень близкая к той, которую проводят лидеры постсоветских республик, пришедшие к власти в результате "цветных" революций.

Следует заметить, что предвыборный расклад в Армении напоминает российский: в обеих странах достаточно популярные действующие президенты, отработавшие на своих постах по два срока, выдвигают на высшую государственную должность своих преемников. Кроме того, и в России, и в Армении в предвыборный период активизировались представители прежней власти, упрекающие нынешнюю в неэффективности и коррумпированности.

Серж Саркисян, ближайший соратник действующего президента Роберта Кочаряна, однозначно воспринимается в Армении как его преемник. Этих двух политиков, помимо схожих взглядов на многие государственные вопросы, связывает общее происхождение. Они оба уроженцы Карабаха, оба в свое время принимали активное участие в боевых действиях.

Левон Тер-Петросян, историк и языковед, автор большого количества научных трудов, пришел к власти в 1990 г. под лозунгом независимости Карабаха. Именно в период его правления армяне добились победы над азербайджанской армией и договорились об установлении стратегических отношений с Россией. Вместе с этим, на годы президентства Тер-Петросяна пришелся тяжелый экономический кризис, вынудивший немалую часть населения покинуть Армению.

После окончания войны лидер карабахцев Кочарян стал пользоваться большой популярностью в Армении, и президент, с целью укрепления власти, назначил его главой правительства. Однако со временем Тер-Петросян начал отходить от некоторых им же заложенных принципов: наметился крен в сторону США в ущерб отношениям с Россией, все чаще стали звучать обвинения в том, что президент готовит некую сделку с Азербайджаном и его союзницей Турцией. Пребывание Тер-Петросяна у власти завершилось в 1998 г., после публикации его статьи "Война или мир?", в которой президент рассуждал о возможности передачи Азербайджану "пояса безопасности" вокруг Нагорного Карабаха. С тех пор Тер-Петросян не участвовал в политических процессах, и о нем стали постепенно забывать. Напомнил о себе первый президент Армении лишь несколько месяцев назад, перед началом избирательной кампании.

Различия между кандидатами становятся особенно наглядны при анализе их подходов к ключевым вопросам, стоящим перед армянским государством, к которым следует отнести проблему урегулирования карабахского конфликта, противоречия с Турцией и сохранение разумного баланса в отношениях с Россией и США. Позиция действующей власти относительно конфликта с Азербайджаном заключается в том, что карабахцы завоевали право быть независимыми, и Армения берет на себя функции гаранта их свободного волеизъявления. Одновременно Ереван декларирует готовность к налаживанию диалога с Анкарой без каких бы то ни было предусловий.

Тер-Петросян, в свою очередь, полагает, что приоритетом для Армении должна стать нормализация отношений с Турцией и Азербайджаном, при этом вопросы принадлежности Карабаха и признания мировым сообществом геноцида армян в Османской империи вторичны. Турция и Азербайджан, по мнению бывшего президента, должны стать важными союзниками Армении, и тогда у Еревана отпадет необходимость в стратегическом союзе с Москвой, препятствующем сближению с Вашингтоном. Тер-Петросян уточняет, что отношения с Россией в любом случае будут иметь для Армении большое значение. Но в действительности реализация этого замысла означала бы внешнеполитический разворот Еревана и его фактическое встраивание в проамериканскую, а стало быть (в существующих реалиях), в антироссийскую политическую ось Анкара - Тбилиси - Баку.

В то же время победа Сержа Саркисяна гарантирует продолжение комплиментарного внешнеполитического курса, при котором, развивая диалог с Вашингтоном, Ереван по ключевым международным вопросам все же будет ориентироваться на Москву.

Есть все основания утверждать, что в Армении, на примере соседней Грузии, осознали пагубность внешнеполитических перекосов в сторону Запада. Также совершенно очевидно, что предлагаемая Тер-Петросяном идея уступок Азербайджану и Турции не встретит одобрения у подавляющего числа избирателей. Кроме того, шансы Сержа Саркисяна на победу повышает поддержка Москвы, впечатляющие результаты проведенных экономических реформ, а также то, что в России принято называть "административным ресурсом". В таких условиях дело едва ли дойдет до второго тура.

nbsp;RIN 2000-