Российская Информационная Сеть
28 января, 13:15

Кремль ищет более тонкие методы для "завоевания" Запада

Кремль ищет более тонкие методы для "завоевания" Запада Русским простительна легкая ностальгия. Не так давно их страна управляла всемирной империей, однако за последние 15 лет потеряла значительную часть своего геополитического влияния.

Так что неудивительно, что недавно разбогатевшая Россия страстно желает восстановить свое могущество, причем не только на постсоветской окраине. Описывая нынешний настрой властей, директор московского Центра европейской безопасности Татьяна Пархалина говорит: `Россия хочет дать миру сигнал: `Мы сверхдержава, мы все еще здесь!`

Многие соседи России уже попали под тяжелую руку Москвы, восстанавливающей свои позиции. В прошлом году, после шпионского скандала Россия перекрыла железнодорожное и воздушное сообщение с Грузией и ввела эмбарго на грузинскую продукцию. В ходе конфликта, связанного с переносом советского военного мемориала в Таллине, хулиганы, пользующиеся поддержкой Кремля, взяли в осаду посольство Эстонии в Москве. А поставки нефти и газа на Украину и в Беларусь были приостановлены после того, как эти страны не согласились на повышение тарифов российскими властями. Но все эти попытки навязать волю России ударили по ней рикошетом: недавно как грузины, так и украинцы переизбрали своих антикремлевских лидеров. Даже Беларусь, бывшая некогда ближайшим союзником России, отреагировала на давление Москвы инициативами по сближению с Европой.

Но Кремль, похоже, сделал выводы. Последние шаги Владимира Путина свидетельствуют о большей тонкости, а его новая тактика - поставки газа и дипломатическая поддержка на международной арене в обмен на лояльность - оказывается более эффективной. Например, на прошлой неделе он посетил Софию, где подписал договор о строительстве по территории Болгарии газопровода, который должен быть доведен по Балканам до Италии. Болгария получит стабильные поставки энергоносителей - но также попадет в зависимость от российской трубы. Тут же к сделке подключилась Сербия - в немалой мере потому, что Белграду нужна поддержка Москвы по косовскому вопросу.

Косово, по сути, станет очередной ареной выяснения отношений между Россией и Западом. В ближайшие недели отколовшаяся от Сербии республика провозгласит независимость. Вашингтон и Берлин пообещали ей свою поддержку, но Путин настаивает, что на это должен согласиться Белград. Между тем, нынешний президент Сербии поклялся, что не сделает этого никогда. За позицией Москвы скрывается явная угроза: если Запад будет стоять на своем, то Россия может ответить усилением поддержки сепаратистов в ряде прозападных постсоветских государств.

На прошлой неделе министр иностранных дел России Сергей Лавров опроверг слухи о том, что Россия намерена признать сепаратистские провинции Грузии - Абхазию и Южную Осетию. Однако обе территории уже по сути являются протекторатами России, порядок в которых обеспечивают российские войска. То же самое в Приднестровье на границе Молдавии с Украиной. `Абхазия и Южная Осетия - как ножи, приставленные к горлу Грузии`, - говорит бывший грузинский парламентарий Вахтанг Гиловани. Москва, говоря, что она против признания сепаратистских регионов, в прошлом весьма охотно использовала сепаратизм в качестве стратегического инструмента.

Даже если Москва победит в споре из-за Косово, она, скорее всего, продолжит бросать вызов тому, что Путин назвал `однополярным миропорядком` при господстве США. Поддержка независимости Косово Америкой является доказательством того, что `американцы считают, что они вправе давать или отбирать суверенитет в соответствии со своими интересами`, - говорит Василий Лихачев, заместитель председателя комитета по международным делам верхней палаты российского парламента. Такой недоброжелательный настрой среди кремлевских лидеров может привести к еще более амбициозной демонстрации силы.

На сегодняшний день `возрождающаяся Россия является основной ревизионистской силой в мире`, считает проф. Роберт Скидельский (Robert Skidelsky) из британского Уорвикского университета. Для того, чтобы уравновесить Запад, Москва, пользуясь `двумя инструментами сверхдержавы - ядерным оружием и энергоносителями` уже наладила дружеские отношения с растущей коалицией недовольных стран - таких, как Венесуэла, Иран и Сирия. Каким будет следующий шаг? По мнению Скидельского, один из возможных вариантов заключается в разжигании волнений среди многочисленного русского населения Казахстана, Беларуси и Украины, чтобы способствовать возвращению этих стран в орбиту Москвы. Другой - превращение Шанхайской организации сотрудничества, представляющей собой свободный альянс центральноазиатских диктатур плюс Россия и Китай, в мощный союз.

Преемник Путина Дмитрий Медведев, который через пять недель должен прийти к власти, пока не высказывался по внешнеполитическим вопросам. Но он заявил, что Россия должна быть `сильной и интегрированной в мировое сообщество`. Разумеется, еще предстоит определить, какую форму примет эта интеграция, и она может резко изменить свой характер в том случае, если недовольная бывшая сверхдержава будет требовать изменения правил.

nbsp;RIN 2000-