Российская Информационная Сеть
27 февраля, 12:13

Московские лифты представляют угрозу для пассажиров

Московские лифты представляют угрозу для пассажиров На прошлой неделе Ростехнадзор приступил к проверке безопасности лифтов во всех больницах Центрального федерального округа.

А несчастный случай с монтерами, пострадавшими в середине февраля из-за падения лифта в Москве в доме на Земляном Валу, стал поводом присмотреться к тому, что происходит в лифтовом хозяйстве Белокаменной.

Столичные лифты работают на износ, и это неудивительно - большинство из них сделано в прошлом веке. Изумляет другое: что при внушительных отчислениях из бюджета на сферу ЖКХ темпы старения лифтового хозяйства превышают темпы его обновления. Дни.Ру попытались разобраться в причинах этого бедствия.

Каждый день лифты перевозят больше пассажиров, чем любое другое транспортное средство. При их правильной эксплуатации возможность несчастного случая минимальна, однако за самими "эксплуататорами" нужен глаз да глаз. По данным Московской службы спасения, в прошлом году в столице зафиксировано около ста аварийных ситуаций, в которые люди попадали из-за поломок лифтов. Если лифт просто зависает между этажами, считай еще повезло. Самые опасные ситуации - когда отказывает блокиратор дверей, пассажира зажимает и кабина начинает движение. Или не срабатывают уловители, когда лифт срывается в свободный полет.

В Москве 120 тысяч лифтов. Их обслуживают различные ГУПы и ООО, а за качеством работы последних обязан следить Ростехнадзор. Статистика весьма тревожна: "В прошлом году выявлено более 30 тысяч нарушений требований безопасности, - говорится в справке, подготовленной для Дней.Ру пресс-службой Ростехнадзора. - В том же 2007 году необходимо было провести диагностику 9 780 лифтов, однако треть из них осталась необследованной. Профилактика в полном объеме не выполняется из-за недостатка финансирования, по той же причине около 4 тысяч лифтов до сих пор нуждаются в оснащении устройствами безопасности. Программа по установке подъемных платформ для инвалидов также не выполняется в полном объеме. Количество жалоб со стороны пользователей лифтов в последнее время возросло, в том числе и на лифты, подвергнутые модернизации, однако управляющие компании и владельцы лифтов реагируют на них недостаточно эффективно".

Однако основная проблема - устаревшее оборудование. Срок жизни лифта - 25 лет, но многие продолжают функционировать и после "выхода в тираж". По данным Ростехнадзора, таких лифтов 20% от общего числа, а если прислушаться к словам главы МЧС Сергея Шойгу, который в конце прошлого года высказывал опасения относительно лифтового хозяйства Москвы, так и все 36%. "По данным ГУП "МосгорБТИ", в настоящее время срок службы отработали 14 тысяч лифтов, - сообщили Дням.Ру в столичном Департаменте ЖКХ и благоустройства. - В этом году планируется заменить и модернизировать 3 500 лифтов: в первую очередь тех, что отработали 40 и более лет".

Пока меняют одни, успевают устареть другие. Лифт нынче дорог: от $30 тысяч за штуку. Но даже если проверяющей комиссии удается убедить районное руководство раскошелиться на партию лифтов, процесс замены идет черепашьим шагом. Например, на Красноармейской улице во дворе дома N17/8 новенькие лифты лежат возле подъездов почти месяц и уже превратились в сугробы.

"Обслуживающие организации постоянно нарушают нормы эксплуатации лифтов, потому что у них нет квалифицированного персонала, - говорит бывший инженер-наладчик лифтового оборудования "Союзлифтмонтажа" Михаил Маджидов. - А где его взять? Зарплаты мизерные, текучка большая. Раньше на электромехаников по лифтам учили в ПТУ, сейчас их переименовали в лицеи, но специалисты из этих лицеев никакие выходят. В итоге парадокс: качество лифтов меняется в лучшую сторону, а качество обслуживания - в худшую. Главенствующий монополист в сфере эксплуатации лифтов - ГУП "Мослифт", где на моей памяти всю дорогу работали электромеханики-лимитчики, которые ничего толком не умели".

А уметь тут надо довольно много. "Каждому лифту положено время от времени устраивать испытания - например, имитировать свободное падение и сажать его на клинья-уловители, которые стопорят лифт в шахте, если его скорость превышает 40% номинальной. Но занимаются этим, дай бог, через пять раз на шестой, - говорит наш собеседник. - Устройства безопасности - самая больная тема: в электрических лифтах это целая цепочка блокировочных и дверных контактов, которые неквалифицированный механик может запросто перемкнуть.

Раньше проблеме нехватки специалистов уделялось больше внимания, поскольку не были так распространены взятки. Тогда инспектору Госгортехнадзора просто накрывали стол, когда он приходил "принимать лифт", а теперь это подчас вполне конкретные деньги".

По предварительной информации, причиной падения лифта на Земляном Валу стало как раз нарушение техники безопасности. Работы по замене кабины проводили сотрудники ООО "Спецмаштехмонтажуправление" СМУ-7, один из которых - приезжий с Украины, второй - из Белоруссии.

В самом Ростехнадзоре, меж тем, основной причиной беспорядка в лифтовом хозяйстве называют не кадровый голод, а нехватку финансирования. Самих коммунальщиков при этом нередко упрекают в неэффективном использовании выделяемых средств. Здоровую конкуренцию между подрядчиками лифтовой отрасли были призваны обеспечить конкурсы, однако и тут квалификация победителя зачастую отодвигается на второй план. "При проведении конкурсов по размещению городского заказа на выполнение работ по модернизации, замене и техническому обслуживанию лифтов необходимо исключить в качестве основного критерия снижение стоимости работ на объектах повышенной опасности", - прямым текстом говорят представители Ростехнадзора. Но как же его исключишь, когда Тендерный комитет непрестанно напоминает налогоплательщикам, что конкурсы дают немалую экономию в бюджет? Хочется верить, что не за счет человеческих жизней.

nbsp;RIN 2000-