Российская Информационная Сеть
28 февраля, 15:03

Россия Путина прикидывается демократическим государством

Россия Путина прикидывается демократическим государством Нынешние президентские выборы - просто захватывающий боевик. Кто победит - восходящая звезда Дмитрий "Обамович" Медведев? Или ветеран Геннадий "Маккейнович" Зюганов?

Наверное, мы сидим как на иголках, нервно заглядывая в свежие данные соцопросов накануне голосования, назначенного на это воскресенье?

Ну-у-у... вообще-то нет. Собственно, мы настолько мало увлечены происходящим, что даже Хиллари Клинтон на миг запамятовала фамилию ведущего кандидата на параллельных президентских выборах. Когда во вторник, на теледебатах с Бараком Обамой, ее спросили: "Кто это будет? Вы знаете его фамилию?", Хиллари ответила: "Э-э... Мед... Медведева... что-то в этом духе". Можете себе представить такой диалог 20 лет назад, когда еще существовал СССР: "Э-э-э... Горб... э-э... Горбачева... что-то в этом духе".

Большинство жителей Северной Америки и Западной Европы не питают интереса к этому событию по двум причинам. Во-первых, у нас нет ощущения, что Россия играет столь же важную роль, как прежде, или действительно является для нас реальной угрозой. Возможно, это заблуждение, но так уж люди считают. Во-вторых, результаты выборов известны заранее. Внимание, внимание, победителем станет... Дмитрий Как-там-бишь-его-зовут. Верный пес Путина из Санкт-Петербурга.

Видите ли, Россия Владимира Путина - это не демократическое государство. Она прикидывается таковым. Именует себя суверенной демократией. Но разница между демократией и суверенной демократией - та же, как между рубашкой и смирительной рубашкой. Либеральный кандидат в президенты, Михаил Касьянов, не был допущен к регистрации по обвинению в невыполнении формальных условий, которое почти наверняка было надуманным. Диссидентов типа Гарри Каспарова, экс-чемпиона мира по шахматам, колотят и сажают за решетку. Большая часть влиятельных СМИ прямо или косвенно контролируется Кремлем. Независимые журналисты опасаются за свою жизнь.

В докладе, только что опубликованном организацией Amnesty International, уделено видное место систематическому ограничению деятельности российских неправительственных организаций, а также приведены документальные свидетельства о многих других ограничениях свободы объединения, собраний и слова. Наблюдатели ОБСЕ, осуществляющие мониторинг выборов, заявили, что парламентские выборы в России в декабре прошлого года не были ни свободными, ни честными. Мониторингом нынешних выборов эти наблюдатели даже не занимаются, так как российские власти не позволяют им работать, как полагается. Эта политическая система, в отличие от старого СССР, не является тоталитарной, но это уродливая разновидность авторитаризма, замаскированная под демократию - волк в овечьей шкуре.

И что же нам с этим делать? В последние годы российский волк крутит, как хочет, свободными странами планеты в целом и европейскими странами в частности. Задействуя газопроводы, банки и эмбарго вместо танков и ракет, он запугал или попытался запугать многих из своих соседей. Один шведский исследователь зафиксировал 55 случаев прекращения или угрозы прекращения поставок энергоносителей за период с 1992 по 2006 год. Хотя обычно эти отключения объяснялись "техническими" причинами, по большей части они случайно происходили именно тогда, когда Москва стремилась обрести некое политическое или экономическое преимущество - например, повлиять на выборы или поспособствовать тому, чтобы государственные компании типа "Газпрома" купили долю в энергетической инфраструктуре.

Между тем государства-члены Европейского союза в своих отношениях с Москвой действуют рассогласованно. Есть общее правило: если вы хотите увидеть худшие стороны ЕС - в состоянии наибольшей разобщенности, инертности и алогичности, - взгляните на него сверху вниз, глазами богатой, крупной, могущественной страны - все равно, России, Китая или Соединенных Штатов. Исполнительная власть в Пекине, Москве и Вашингтоне относится к ЕС одинаково - то со скептицизмом, то с презрением, ибо видит, как каждое национальное правительство в кулуарах, почтительно обнажив голову, подходит к этим крупным странам, чтобы договориться с ними по отдельности. Неудивительно, что путинская Россия полагает, что может успешнее преследовать свои национальные интересы, имея дело с европейскими государствами поодиночке. Европа, если судить по ее нынешнему поведению в отношении России, Китая и США, сама радушно приглашает "разделять и властвовать".

Подхалимство проявляют не только государства, но и конкретные личности. Бывший канцлер Германии Герхард Шредер, в свою бытность у власти подготовивший почву для прокладки российского газопровода Nord Stream по дну Балтийского моря, ныне является председателем комитета акционеров в консорциуме, который строит оный газопровод. В интервью менее полутора лет тому назад Шредер все еще публично повторял свое утверждение, что Путин - "безупречный демократ". О да, а черное - это белое.

В недавнем докладе панъевропейского аналитического центра European Council on Foreign Relations (открою всю правду: я являюсь членом его совета) приведены документальные подтверждения этого жалостного хаоса. Там также подчеркивается, что если рассматривать ЕС как единое образование, то в потенциале он намного могущественнее России. Его экономика, взятая в целом, в 15 раз превышает объем российской, а российская, в свою очередь, едва превышает экономику Бельгии и Нидерландов, вместе взятых. Примерно половина торговых связей России приходится на ЕС, меж тем как российский газ составляет всего 25% от газа, который на данный момент необходим ЕС. Если же говорить о "мягком могуществе" - способности привлекать к себе - то Россия совершенно неконкурентоспособна. В общем, хвост виляет собакой лишь потому, что Европа крайне разобщена.

Теперь в европейских столицах широко распространено осознание того, что ЕС необходимо выработать единую линию в отношении России, что касается и энергетической политики. Но толку от этого мало, покуда европейские лидеры не могут прийти к единому мнению о том, вокруг какой линии сплачиваться. Выборы - точнее, коронация - нового президента России - это удачный момент для того, чтобы задуматься, какой должна быть эта линия для Европы, а также для остальных.

На дебатах во вторник Хиллари Клинтон призвала к применению "более реалистичной и эффективной стратегии в отношении России", отразив широко распространенное мнение в своем замечании: "Хотя формально мы будем встречаться с человеком, который считается президентом, решения будет принимать Путин". Поскольку Путин будет занимать пост премьер-министра и иметь подавляющее большинство в парламенте, так сейчас полагает большинство наблюдателей; эту точку зрения, по-видимому, разделяет сам Путин. Вероятно, так считает и Медведев. В краткосрочной перспективе они, вероятно, правы.

Но в долгосрочной перспективе, на мой взгляд, такой уверенности в этом быть не может. По конституции, у президента больше полномочий, и статус главного человека в Кремле загадочным образом рано или поздно меняет человека. Несмотря на все свои природные богатства, Россия не имеет иммунитета к иным влияниям, в том числе влиянию своего медленно формирующегося среднего класса, взлета Китая, а также политики Европы и США. Кроме того, разве все предугадаешь - возможно, однажды Путин переусердствует на тренировке по дзюдо или попадет под трамвай.

В любом случае я считаю, что мы должны воспользоваться этим моментом, чтобы возвестить, что переворачиваем страницу в наших отношениях с Россией. И ЕС, и следующему президенту США, который заступит на свой пост в будущем году, нужно активно, но при этом твердо общаться с президентом Медведевым и его командой. Медведев - человек относительно молодой и, по слухам, чуть больше привержен идеям свободного рынка, чем Путин. Он публично заявил: "Мы хорошо понимаем, что еще ни одно недемократическое государство не стало по-настоящему процветающим" - весьма интригующая формулировка.

В любом случае, мы неизбежно вынуждены иметь дело с Россией по целому ряду внешнеполитических вопросов, от Косово до Ирана, поскольку по этим вопросам она имеет право вето в ООН и другие вредоносные полномочия. Но нам следует намного более четко сформулировать условия нашего общения. Как минимум, в их числе должно быть большее уважение к суверенитету соседних государств, а также к правам человека и принципу верховенства закона и внутри России, и за границей. Хотя бы это необходимо произнести четко, публично и в унисон.

nbsp;RIN 2000-