Российская Информационная Сеть
4 марта, 09:06

Медведев пойдет по стопам Горбачева

Медведев пойдет по стопам Горбачева Формальное избрание Дмитрия Медведева президентом Российской Федерации не сняло неопределенность относительно будущего внутренней и внешней политики Кремля. Наоборот, неопределенность только усилилась.

"Не в последнюю очередь неопределенность связана с тем, - считает политический обозреватель ФОРУМа.мск Руслан Саидов, - что в декабре, когда Медведева назначили преемником, многим казалось, что следующим президентом США станет Хиллари Клинтон, в администрации которой будут доминировать соратники ее мужа, Билла Клинтона, с которыми у кремлевских либералов, таких как Алексей Кудрин и Анатолий Чубайс с 1990-х годов существуют прочные личные отношения.

Между тем, сейчас избрание Клинтон находится под большим вопросом. По моему прогнозу, который, как мне известно, разделяется многими в Кремле, президентом США, скорее всего, станет Джон Маккейн, ветеран вьетнамской войны, бывший военнопленный, "солдат Рональда Рейгана", как он сам себя называет.

В России Джона Маккейна подчас ошибочно называют неоконсерватором, но это не так - Маккейн, наоборот, - весьма умеренный республиканец. Однако в отношении чекистского режима в Кремле он, действительно, предельно жесток. Более того, у него на российском направлении, видимо, будут развязаны руки.

У администрации Буша все последние годы головной болью был Ближний и Средний Восток, так называемая борьба с "международным терроризмом" и радикальным исламизмом. К этому настолько привыкли, что мало кто заметил, что в последние полтора года произошли четыре события, которые радикально меняют ситуацию в регионе.

Во-первых, это отставка с должности министра обороны США неокона Дональда Рамсфельда и назначение на его место умеренного Роберта Гейтса. Во-вторых, обнародование доклада Национальной разведки США о ядерной программе Ирана, в которой говорится, что Иран военные ядерные исследования с 2003 года не ведет. Это событие знаменует отказ США от нанесения удара по Ирану и открывает путь к американо-иранскому диалогу, который, видимо, начнется после ожидаемого поражения сторонников Махмуда Ахмадинежада на предстоящих в этом месяце выборах в Менджлис.

В-третьих, Гейтс начал неформальный диалог с вождями племен и руководителями суннитского сопротивления в Ираке, возглавляемого Изадом Ибрагимом, бывшим вице-президенте при Саддаме Хусейне, нынешнем лидере партии Баас. В итоге уровень насилия в "Суннитском треугольнике" за год резко снизился, а иракская "Аль-Каида" оказалась в изоляции. Другими словами, в Ираке, как в 2001-2002 годах в Чечне, наметился качественный перелом в направлении умиротворения и поиска компромисса.

Наконец, в четвертых, февральские выборы в Пакистане, закончившиеся сокрушительным поражением как радикальных, так и "умеренных" исламистов, показали, что угроза исламизации ядерного Пакистана - миф. Хотя острые межклановые противоречия в стране остаются, но исламизм, особенно в Пенджабе и Синде, ключевых пакистанских провинциях, серьезной проблемой, как выяснилось, не является.

Все сказанное означает, что к моменту инаугурации нового президента США Ближний и Средний Восток, борьба с "международным исламским терроризмом", видимо, переместятся из центра на периферию американской внешней политики. Это к вящему неудовольствию тех и в США, и в Израиле, кто все последние годы комфортно чувствовал на поле борьбы против "радикального Ислама". Касается это и российских "борцов с Исламом", таких как Евгений Сатановский, которые, чувствуя смену парадигмы, теряя идеологическую почву под ногами, начинают заниматься прямыми фальсификациями, искать "исламский радикализм" даже на Балканах, где собственных исламистов не было отродясь, а пришлые, с Ближнего Востока, были решительно изгнаны местными лидерами еще в 1990-е годы.

Казалось бы, какое дело до всего этого России и Дмитрию Медведеву? Возможно, прямое -если президентом США станет Джон Маккейн ("Солдат Рональда Рейгана"), место Ближнего Востока и "терроризма" в центре внешнеполитических приоритетов Америки может занять вовсе не Китай, как можно было бы предположить (о Китае Маккейн почти ничего не говорит), а, на ближайшие годы, Россия. При этом Маккейн вполне выглядит как аналог Рейгана, тогда как Медведеву, видимо, предначертана роль Михаила Горбачева".

Мнение Руслана Саидова в целом разделяет руководитель украинской редакции ФОРУМа.мск Владимир Филин: "При Рейгане США жестко давили на Горбачева по широкому кругу международных и внутренних проблем. И это, в конечном счете, дало известный эффект. У Маккейна тактика, видимо, будет схожей.

Тем более, что к конфронтации с Китаем Маккейн сейчас явно не склонен, ближневосточные проблемы остаются, но их острота имеет тенденцию к притуплению, с Индией США устанавливают стратегическое партнерство, входят на индийский рынок оружия и ядерных технологий, вытесняя оттуда Россию, а в отношении еще одного поднимающегося гиганта, Бразилии, Маккейн планирует отменить импортные пошлины на ввоз этанола, что делает бразильцев важными игроками на энергетическом рынке Америки и одновременно, прочно привязывает их к США.

Основная ставка Джона Маккейна в отношении России, видимо, будет сделана на два направления. Во-первых, на поддержку постсоветских государств - Украины, Грузии, стран Прибалтики. Не стоит забывать, что Маккейн прямо сказал, что со временем он, возможно, поставит в повестку дня вопрос о независимости народов Северного Кавказа.

Во-вторых, Маккейн очевидно поможет Дмитрию Медведеву стать новым Горбачевым, предложив новому президенту России на деле доказать неправоту своих слов о том, что Путин якобы остается "кукловодом", а Медведев - его "марионеткой".

Другими словами, "разведение" Медведева и Путина - это актуальнейший вопрос не только российской внутренней, но и международной политики ближайших месяцев и лет".

nbsp;RIN 2000-