Российская Информационная Сеть
31 марта, 15:46

Копейке продлили ее жалкую жизнь

Копейке продлили ее жалкую жизнь Кошельки россиян по-прежнему будут звенеть мелочью, в том числе достоинством в одну и пять копеек, пообещал генеральный директор Гознака Аркадий Трачук в интервью "Российской газете".

Таким образом, он опроверг слухи о предстоящем исчезновении самых мелких монет, порожденные его же высказыванием о целесообразности их изъятия из оборота, прозвучавшим в интервью "Известиям" неделей ранее. Правда, Ткачук все же не преминул оговориться, что копейки и пятаки останутся в обороте, "по крайней мере, в ближайшее время". Из этого можно сделать вывод, что в принципе их отмена все же не исключена, но остается только гадать, сколь долго может длиться "ближайшее время". Пока и банки, и магазины используют копейки для расчетов с клиентами, а ЦБ регулярно заказывает новые партии для обеспечения их наличного обращения.

Стоит отметить, что неделей раньше Трачук говорил прямо противоположное: "Мы монеты изготавливаем, передаем Центробанку, тот - в комбанки, они - в торговую сеть. А дальше они... пропадают. То есть в обращении не участвуют". С тех пор он стал более осторожен в своих высказываниях, хотя и в новом интервью все же позволил себе некоторую "вольность": "Позиция Центрального банка такова, что эти монеты должны оставаться в обращении. Поэтому я, как руководитель Гознака, могу сказать, что монетные дворы выполнят заказ на новые монеты. Хотя испытываю сожаление, когда вижу в магазинах и банках коробочки, в которых люди оставляют не нужные никому монеты".

Судя по всему, заказчик мелочи - Центробанк - сам еще до конца не определился относительно ее судьбы. Хотя изначально именно он был инициатором рассмотрения данного вопроса. Выпуск этой мелочи обходится дороже ее номинала, и Банк России даже обращался в правительство, Госдуму и Совет Федерации с предложением рассмотреть вопрос о целесообразности использования одно- и пятикопеечных монет. Но в итоге ЦБ решил не настаивать на изъятии их из обращения, а идти по пути удешевления производства. В данный момент Гознак разрабатывает новую технологию изготовления мелочи. По предварительной информации, она будет сделана из стали со специальным покрытием от коррозии, обеспечивающим долговечность обращения монеты.

Между тем копейка действительно не особенно востребована населением, для которого она крайне неудобна из-за своего неадекватного номинала. Ведь мелочь имеет хоть какую-то ценность в глазах потребителей только тогда, когда на самую малую монету можно купить единицу товара. Например, в советские времена на вопрос о том, что можно приобрести за копейку, любой гражданин, не задумываясь, мог ответить - коробок спичек. Сегодня большинство граждан вряд ли сходу вспомнит товар, для покупки которого достаточно одного рубля, который, кстати, в сознании россиян сам по себе уже является мелочью. Монеты же меньшего номинала самостоятельной покупательной способности вообще не имеют.

Реальная ценность копейки может проявляться разве что в "виртуальных", то есть безналичных расчетах с крупными суммами. Так, в валютообменных операциях, при конвертации миллиона или миллиарда рублей, с копейки может набежать вполне приличная сумма. Исполненная же в виде натуральной монеты в наши дни она представляет собой, скорее, некий анахронизм.

Почему же государство не спешит от него избавляться? Сдерживает, по всей вероятности, опасение народных волнений. Население болезненно воспринимает любые денежные реформы, коих за последние годы и так было немало, а разговоры о возможном изъятии из обращения мелких монет уже послужили одной из причин возникновения слухов о возможной деноминации. Разрослись они настолько, что развеивать их пришлось президенту, причем в довольно жесткой форме. "Разгоняются какие-то дурацкие слухи о деноминации национальной валюты - чушь это полная", - заявил Владимир Путин на заседании Госсовета в Кремле в начале февраля текущего года.

И хотя с тех пор многие эксперты объясняли обеспокоенным гражданам отсутствие экономических предпосылок для "отсечения нулей", а чиновники и политики не устают уверять, что государство не имеет намерения проводить очередную капитальную денежную реформу, напряженность сохраняется.

nbsp;RIN 2000-