Российская Информационная Сеть
24 апреля, 15:50

Появление Московской агломерации неизбежно

Появление Московской агломерации неизбежно Статья Юрия Лужкова, посвященная необходимости выработки единой стратегии развития Москвы и Московской области, вышедшая в минувшую пятницу в "Известиях", спровоцировала очередной всплеск интереса к теме создания единого региона.

Повышенное внимание столичного мэра к данной теме не случайно. Бурное экономическое и социальное развитие Москвы все чаще наталкивается на препятствия, обусловленные особенностями существующего административного деления. Особенно наглядно это можно наблюдать в сфере инфраструктуры. Так, наряду с постоянно растущей автомобилизацией столицы одной из основных причин пробок и заторов на ее улицах является армия областных автомобилистов, ежедневно направляющихся на работу в Москву. С учетом нарастающего подмосковного трафика количество автомобилей на городских магистралях неумолимо приближается к 500 на 1000 жителей, что является пиковым значением для Москвы. По прогнозам экспертов, если ситуация и дальше будет развиваться таким же образом, полного транспортного коллапса ждать осталось совсем недолго, три - четыре года. Не менее серьезно обстоят дела в сфере энергетики и инженерных коммуникаций: незримо существующая граница не позволяет поддерживать энергетический баланс, что ведет к нерациональному расходованию электроэнергии в обоих регионах и периодическому возникновению энергетических перегрузок. Довольно странно выглядит ситуация и в сфере телекоммуникаций, когда практически каждый подмосковный город, находящийся едва ли не в прямой видимости столицы, имеет свой телефонный код и порядок набора номера.

Важнейшим аспектом инфраструктурной проблемы является состояние дорожной сети на территории Московской области, в большинстве случаев не соответствующее современным требованиям. По причине крайне низкой пропускной способности "первой бетонки" (окружная трасса, окольцовывающая Москву на расстоянии 30 - 40 км от МКАД) подавляющее большинство транзитного грузового транспорта вынуждено следовать к месту назначения через Москву. Используя для перехода с одного радиального шоссе на другое все ту же МКАД, транзитные грузовики провоцируют колоссальные пробки, в которых в утренние и вечерние часы пик дружно томятся москвичи и жители области. Призванная прийти на смену морально и физически устаревшей "бетонке" ЦКАД (Центральная кольцевая автодорога) будет полностью готова не раньше 2015 года. К тому же, сколь бы современной она ни оказалась, плохое состояние пересекаемых ею радиальных трасс снизит эффект ЦКАД до минимума. Между тем дорожное строительство на территории области ведется крайне медленно, что сводит на нет усилия по модернизации транспортной системы Москвы и всего московского региона.

Сегодня на территории столицы ведется активная реконструкция и строительство ключевых городских трасс: "Большой Ленинградки", Дмитровского шоссе, Волгоградского и Звенигородского проспектов, а также Четвертого транспортного кольца, Южной и Северной рокад. По окончании работ город получит современную транспортную систему, способную обеспечить относительно беспрепятственное движение транспортного потока по всей его территории. Однако все это может оказаться малоэффективным в том случае, если областная администрация не приступит к активному дорожному строительству уже на своей территории. Иначе "вылеты" широких московских трасс за МКАД, резко переходящие в узкие шоссе с низким качеством дорожного покрытия, превратятся в "бутылочные горлышки", тормозящие движение на новых столичных магистралях.

Утрясание вопросов дорожного строительства с областной администрацией по-прежнему остается одним из главных камней преткновения для столичных властей. Так, для того чтобы построить дополнительный съезд с МКАД, необходимо достижение консенсуса между тремя сторонами в лице московской и областной администраций и Минтранса, выступающего в роли "рефери".

Основной причиной сложившейся ситуации являются ошибки, допущенные много лет назад при создании системы административного деления, исключающей возможность формирования Москвы и Московской области как единой агломерации. В значительной степени это объясняется иными экономическими и социальными условиями, а также приоритетами, которыми руководствовались авторы существующей системы деления. В советское время локализация и обособленность Московской области во многом объяснялись значительным количеством находящихся на ее территории секретных предприятий и объектов ПВО Москвы. С резким изменением внешних условий все это сыграло с областью злую шутку.

Когда в середине 1990-х гг. Москва встала на путь динамичного экономического и социального развития, подавляющее большинство подмосковных городов продолжало оставаться в тяжелейшей ситуации. С закрытием большинства секретных и зачастую градообразующих предприятий едва ли не единственным спасением для жителей области стала работа в столице. Это серьезно изменило положение дел с трудовыми ресурсами, многократно повысив их мобильность. К сожалению, дорожно-транспортная система области оказалась не готова к таким переменам, результаты чего сегодня можно наблюдать на областных трассах и магистралях Москвы.

В ситуации, когда сложившееся положение дел начинает реально тормозить развитие обоих регионов, возвращение к созданию Московской агломерации может стать единственным выходом из наметившегося тупика. Следует подчеркнуть, что речь не идет о полном слиянии Москвы и области. То, что необходимо сделать сегодня, - создать единый центр принятия решений, нацеленных на улучшение условий проживания и работы на территории всего московского региона.

Усиленная экономическая интеграция столицы и области приведет к росту инвестиций со стороны более богатой и экономически развитой Москвы в общую транспортную и инженерно-техническую инфраструктуру, а также коммуникационные сети. С одной стороны, это повлечет за собой активную модернизацию областных инфраструктурных сетей, с повышением пропускной способности магистралей, развитием современного общественного транспорта, унификацией систем телефонных кодов и т.п. С другой - приведет к появлению на территории области новых рабочих мест с уровнем зарплат, сопоставимым с московским. Главным же эффектом от развития агломерации станет постепенное выравнивание уровня и качества жизни на всей территории московского региона, о чем сейчас не приходится даже мечтать.

nbsp;RIN 2000-