Российская Информационная Сеть
22 мая, 10:58

Способы избавиться от "Дома-2" и "Фабрики"

Способы избавиться от "Дома-2" и "Фабрики" В наши дни, наверное, не очень популярно рассуждать о нравственном воспитании молодежи, интеллектуальном уровне и системе ценностей молодого поколения. Гораздо проще в очередной раз поругать "Дом-2", Ксению Собчак, "Фабрику звезд" или Пэрис Хилтон.

Вопрос о том, как изменить ситуацию, пока даже не возникает. Альтернативы телевизионным героям и их сомнительным идеалам практически нет. Вот об этом "практически" стоит говорить отдельно.

После посещения в Италии пары социальных центров у автора этого материала возникло множество вопросов. Ответы пришлось искать в разных областях, городах и странах.

Итак, социальный центр. В Италии так называют помещения, самовольно захваченные и управляемые группой активистов. Цель захвата не просто спокойно жить, не заботясь о квартплате.

Социальные центры создаются как пространства для всех, свободные от властей и идеологии. Там можно общаться, слушать и играть музыку, смотреть фильмы, рисовать, думать, искать себя, делиться идеями.

Социальные центры стали очень важной частью культуры и субкультур Италии. Вот что об этом рассказал музыкант известной в андерграундной среде итальянской группы "24 Grana" Ренато Минале: "Социальные центры очень сильно изменили мою жизнь. В моем городе, в Неаполе, в 1991 году был захвачен заброшенный завод в промышленной зоне. Он стал наконец тем местом в Неаполе, где можно было расслабиться, спокойно послушать музыку, заплатив очень мало за вход и напитки, общаться и узнавать новости, которые ни один официальный канал тебе бы не передал. Как музыкант, я был поражен звуком и ритмами, для меня очень новыми: регги, даб, хип-хоп, drum`n`bass. Это был настоящий взрыв новой энергии. Те, кто занимался творчеством, могли найти в социальных центрах огромный источник вдохновения. Мы много дали итальянским социальным центрам, поддерживая всевозможные инициативы, но мы и очень многое получили. И сейчас, через 12 лет после начала нашей деятельности, мы продолжаем играть в социальных центрах и весьма комфортно там себя чувствуем".

Певица Либера Вело, три года проработавшая в неаполитанском Officina 99 ("Цех 99"), рассказала чуть больше о самом явлении.

"Идеальным местом для социального центра обычно становилась постройка на окраине, закрытая или много лет никем неиспользуемая, например, завод или цех. Официальные структуры могли бы заново оценить возможности этих зданий, но этого никогда не делалось. Так, по-тихому, обычно ночью, все просто шли и занимали это место, - рассказала певица. - Первые дни захвата были всегда самыми трудными. Всегда был риск выселения полицией, и поэтому 24 часа в сутки занятую территорию охраняли и начинали сразу же разрабатывать стратегию самоуправления. А потом начиналась все остальное: концерты, межнациональные мероприятия, собрания, которые могли бы привлечь в новый социальный центр людей из близлежащих районов и дать этому новому "освобожденному" месту жизнь. В такой атмосфере проявляется множество субкультур литературного, художественного, музыкального плана. Для меня это была революция-откровение. Участие в деятельности таких центров стало наиболее важным фактором в моем развитии и становлении моей жизни. Впитывая музыку и атмосферу, которая была в этих местах, я начинала надеяться, что возможен и лучший мир. Надеюсь, что и сегодня такие места, которые все еще функционируют, остаются все той же кузницей контркультурных явлений с должной сменой поколений".

Мнение нового поколения выразила 19-летняя студентка Мириам: "Не думаю, что теперь все так же, как и раньше, - сказала девушка. - Даже если есть необходимость в таких местах, итальянская молодежь от всего этого отдаляется из-за политической ситуации. По крайней мере, это я вижу в школах. К сожалению, у учащихся больше нет желания бороться за перемены, искать какие-то места, где можно самореализоваться, вроде социальных центров".

Такого же мнения придерживаются и многие другие молодые люди в Италии. С грустью они подтверждают, что 10-15 лет назад социальные центры были намного более важны, а сейчас оставшиеся на плаву центры преобразовываются либо закрываются.

И все же такие заведения до сих пор успешно функционируют по всей Европе. Где-то это называется сквотами, которые действуют по несколько иным законам, где-то доминируют похожие, но полностью курируемые местными властями образования. В России социальных центров такого толка нет. Но нечто подобное прижилось и в нашей много лет просуществовавшей за "железным занавесом" и в условиях жесткого идеологического контроля стране.

Впрочем, лучше об этом могут рассказать люди, которые лично занимаются организацией деятельности таких заведений. По Москве их не так много, по России тем более. Пожалуй, одним из самых известных столичных клубов по интересам стал киноклуб имени Джерри Рубина. Кстати, в этом году он отмечает 15-летний юбилей.

Разговор со Светланой Ельчаниновой, годами отстаивающей интересы заведения, оказался очень познавательным.

"У нас очень стремно быть социальным центром, поэтому мы являемся общественной организацией, - говорит Светлана, - нам постоянно предлагают стать государственной, предлагают стать клубом с кружками какими-нибудь. Понятие "социальная работа" пытаются у нас упразднить. Считается, что у нас социальных проблем нет или же их должны решать государственные чиновники. Считается, что есть Центральный дом пионеров и творчества какой-нибудь в районе, и этого достаточно. Нам, наверное, дает держаться то, что мы давно организовались, нас очень хорошо знают".

Для тех, кто не знаком с клубом имени Джерри Рубина, поясним: здесь проходят бесплатные или почти бесплатные концерты, выставки, перформансы, демонстрация фильмов, которых не увидишь в обычном кинотеатре, тут читают лекции и просто общаются. Употребление спиртных напитков или наркотиков строго запрещено.

Из беседы со Светланой выяснилось: в Москве особенно остро стоит вопрос аренды, налицо отсутствие поддержки со стороны чиновников и в то же время невозможность самовольно организовывать деятельность, безразличие к проблемам подобных клубов меценатов и целый ряд других проблем.

В других столичных заведениях такого типа подтверждают: выжить сложно. Вот что нам рассказал управляющий известным клубом "Билингва" Кирилл Потапов: "Концепция была такая: интеллектуальный клуб. Так как надо выживать, прилагается все остальное: услуги общественного питания, концерты, но с жестким отбором групп. Государство не принимает никакого участия в финансировании проекта. Все средства собираются за счет продажи билетов на концерты, за счет бара. Клуб и сейчас оправдывает свои цели - быть интеллектуальным клубом. У нас не только концерты, а разные мероприятия интеллектуального толка происходят".

На вопрос о том, почему в России пока невозможно или очень сложно создание социально значимых заведений для молодежи, Кирилл Потапов ответил так: "Это касается поддержки со стороны государства, городских властей, которой у нас нет почти. Финансовой точно нет. А выживать как-то надо, ведь арендодатели же не обращают внимания, интеллектуальный это клуб или что-то там еще..."

За пределами Москвы основать клуб для общения и интеллектуального развития еще более сложно, часто они существуют только виртуально. Но в некоторых городах все-таки удается достичь такой цели. Так, в Твери уже более полугода существует киноклуб "Радиола".

"Организовать социально культурный центр - просто, а заниматься им, развивать и всегда оставаться на волне, создавая новые интересные проекты - тяжелая работа, требующая терпения, веры и трудолюбия, - поделился с Днями.Ру один из основателей "Радиолы" Максим Кочержинский. - Для молодежи очень важны такие объединения, так как здесь они учатся общаться, формировать свой вкус и стиль, видеть не только то, что дают им родители и поп-культура, но и взглянуть на мир с иной стороны".

nbsp;RIN 2000-