Российская Информационная Сеть
7 июня, 09:49

Олег Дерипаска станет первым концессионером России

Олег Дерипаска станет первым концессионером России Первый в России концессионный проект строительства Западного скоростного диаметра (ЗСД) в Петербурге стоимостью 212 млрд руб. заинтересовал лишь одного инвестора.

Им оказался консорциум "ЗСД "Невский меридиан", контролируемый через кипрский офшор Suri Holdings Ltd Олегом Дерипаской и "Трансстроем". Только он подал вчера конкурсные предложения по проекту строительства одного из крупнейших инфрастуктурных объектов. Три других консорциума, состоящие только из иностранных компаний, прошедшие квалификационный отбор, не стали подавать свои предложения и сошли с дистанции. Высказанные партнерами "Базэла" предложения станут известны уже сегодня.

Вчерашнее вскрытие конвертов с конкурсными предложениями на строительство ЗСД, по всей видимости, определило и победителя конкурса - кроме партнеров "Базэла", предложений ни от кого не поступало. Сам "конверт" представлял собой алюминиевый чемодан объемом около 1 куб. м. Это стало очень наглядным подтверждением невероятной сложности не только участия в концессионных конкурсах, которые могут получить большое распространение в России, но даже самого процесса оформления документов. Итоговое предложение поступило лишь от консорциума западных строительных компаний Strabag, Hochtief (в обеих компаниях "Базэл" Олега Дерипаски имеет долю), Bouygues, "Мостоотряда N19", а также эксплуатационной французской компании Egis Рrojects.

Ни одна из отказавшихся от участия в конкурсе компаний вчера не стала комментировать свое решение. Сергей Кербер, директор по инвестициям УК "Лидер", которая готовится сейчас к участию в концессионном конкурсе на строительство платной автодороги Санкт-Петербург - Москва, полагает, что одной из причин их отказа могло стать отсутствие в числе консорциумов российских компаний, которые смогли бы более тщательно оценить и оптимизировать страновые и локальные риски. Так, к примеру, из-за сложностей с оформлением документации сроки приема конкурсных предложений переносились с 2007 года пять раз.

Между тем популярность концессионных конкурсов показывает высокий интерес правительства к участию в инфраструктурном бизнесе страны, причем привлечение частных инвесторов - неплохой способ сокращения рисков. По заявлениям премьер-министра РФ Владимира Путина, в ближайшее время Россия направит на такие проекты порядка 500 млрд руб. государственных средств, а общая стоимость всех озвученных сейчас проектов превышает 1 трлн руб.

Добрая половина российских конкурсов на основе государственно-частного партнерства будет реализована в Петербурге. Кроме ЗСД на очереди Надземный экспресс, Орловский тоннель, модернизация аэропорта Пулково. Во всех них планирует принять участие "Базэл", который пообещал привлечь 20 млрд долл. При этом, как сказал вчера пресс-секретарь компании Сергей Рыбак, эта сумма может быть пересмотрена в сторону увеличения.

Глава Strabag Ханс Петер Хазельштайнер не стал вчера сообщать предложенную его консорциумом стоимость проекта. Однако, по его словам, даже после утверждения этого проекта некоторые его экономические параметры будут согласовываться с чиновниками. Один из ключевых его параметров - стоимость проезда по ЗСД - пока остается лишь приблизительным. Как рассказал вчера генеральный директор "ЗСД "Невский меридиан" Сергей Благодаров, пока планируется, что стоимость проезда легковых автомобилей на всем протяжении трассы в 48,9 км составит порядка 120 руб.

Какова будет стоимость проезда для грузовых автомобилей - а именно для их вывода с улично-дорожной сети города и задумывается ЗСД, - пока непонятно. По словам Сергея Благодарова, тариф для грузовиков будет зависеть не от веса машины, а от высоты и количества осей - перед въездами на трассу будут оборудованы специальные зоны движения со скоростью 20 км/ч, на которых параметры автомобилей и тариф для них будут определяться автоматически.

Юристы считают, что основная сложность для инвестора заключается в отсутствии правоприменительной практики закона "О концессионных соглашениях". "Второй основной вопрос - нахождение подходящего баланса между городом и интересами концессионера, который несет по закону всю полноту ответственности за проект. В том числе и за получение финансирования от международных финансовых институтов, получение разрешений и лицензии", - считает Марат Алтынбаев, старший юрист DLA Piper.

Эксперты не удивлены тем, что многомиллиардный проект достался компаниям Олега Дерипаски. Аналитик ВТБ Елена Сахнова считает, что победа "Базэла" закономерна. "У них сейчас все возможности для реализации подобных проектов, особенно после покупки долей в крупных западных компаниях. Кроме этого, отличные связи в России и понимание текущей ситуации", - считает она.

nbsp;RIN 2000-