25 июня, 19:02

Человеческий геном изменяется с течением лет

Человеческий геном изменяется с течением лет Недавно проведенное исследование показало, что человеческий геном изменяется на протяжении жизни человека под влиянием окружающей среды или пищевых факторов.

Это открытие может объяснить, почему с возрастом у людей возникают такие заболевания, как рак, сообщает агентство France Presse.

Исследователи из Университета Джонса Хопкинса в Балтиморе (штат Мэриленд) обнаружили, что так называемые эпигенетические маркеры в последовательности ДНК изменяются с течением жизни человека, причем у членов одной семьи степень таких изменений почти идентична. Результаты этой научной работы были опубликованы в издании Journal of the American Medical Association.

Эпигенетика сегодня находится в центре современной медицины, поскольку эпигенетические изменения (в отличие от последовательности ДНК, которая одинакова в каждой клетке) могут происходить в результате определенного рациона питания и под воздействием факторов окружающей среды. По мнению Эндрю Файнберга, профессора молекулярной биологии и генетики в Университете Джонса Хопкинса, эпигенетика может играть большую роль в развитии таких недугов, как диабет, аутизм и рак.

В ходе работы команда специалистов проанализировала последовательности ДНК, взятые у 600 человек, которые принимали участие в исследовании AGES Reykjavik Study в Исландии, ранее называвшемся Reykjavik Heart Study. Участники эксперимента сдавали образцы дезоксирибонуклеиновой кислоты в 1991 году, а затем в промежутке между 2002 и 2005 годами. Ученые измерили в 111 образцах ДНК уровень метилирования, который является главной эпигенетической модификацией. Анализ показал, что в 30% случаев уровни метилирования в геномах людей изменялись с течением лет.

Как отмечают генетики, неправильный уровень метилирования может способствовать появлению болезней: слишком высокий уровень способен отключить необходимые гены, а слишком низкий может активизировать гены не вовремя или в неподходящих клетках. Эпигенетические зменения в ДНК также могут быть наследственными, что объясняет, почему некоторые семьи чаще страдают от определенных заболеваний, чем другие.