Российская Информационная Сеть
11 июля, 18:50

Медведев пытается отделаться от статуса "марионетки"

Медведев пытается отделаться от статуса "марионетки" Когда лидеры стран "большой восьмерки" встречали на этой неделе в Японии своего нового коллегу из России, у них на уме был один и тот же вопрос: а с тем ли человеком мы будем разговаривать?

Является ли Дмитрий Медведев, которого Джордж Буш назвал "умным парнем", настоящим президентом? Или он просто марионетка и дублер Владимира Путина? Пока что ответ на этот вопрос звучит так: ни то, ни другое.

На саммите Медведев вел себя скромно и придерживался той линии, которую определил Путин. Беседуя с Гордоном Брауном по вопросам закрытия отделений Британского совета, убийства в Лондоне Александра Литвиненко и запутанного спора по поводу совместного предприятия ТНК-ВР, Медведев проявил такую же несговорчивость, как и Путин. Если у Медведева имеется потенциал для принятия самостоятельных решений, то показать его он сумел хорошо.

Это не может вызывать большого удивления, учитывая тот авторитет, которым по-прежнему обладает Путин. В качестве премьер-министра он управляет главными рычагами власти, государственной казной и телевидением. Он более популярен, чем Медведев. Кремлевские посвященные лица называют Путина "боссом", а Медведева зовут уменьшительно - "Дима" или "Дама".

Однако Медведев не просто послушная путинская тень. В конце концов, Путин выбрал его в качестве своего преемника. Сумеет ли Медведев реализовать свой потенциал - это зависит от шагов самого Путина. Большинство обозревателей согласно с тем, что сегодняшняя структура двоевластия - это часть переходного периода. Но вопрос в том, что это за переход: к возврату Путина в Кремль или к его уходу из власти.

У Путина по-прежнему имеется возможность вернуться на пост президента. Но вполне возможно, что он этого не захочет. В равной степени возможно, что он со временем уйдет в сторону, оставив Медведева у руля. Если бы Путин действительно хотел остаться в Кремле, он вполне мог сохранить за собой президентскую должность. Практически ничто не могло помешать ему внести изменения в конституцию и остаться на третий срок - ведь он довольно свободно обходился с ней во многих других вопросах.

Путин также не проявляет видимого интереса к своей новой работе. Он появляется в своем кабинете едва ли чаще, чем раз в неделю. Когда его показывают по телевидению, видно, что он часто скучает или раздражается, решая земные дела. Те, кто в прошлом работал с Путиным, говорят, что он с большим удовольствием предался бы новой роскошной жизни вместо того, чтобы думать о ценах на молоко.

Так почему же он не ушел? Одно из объяснений заключается в том, что слишком велика опасность для него и его ближайшего круга. Он чувствует себя в безопасности, находясь на высоком посту. Должность премьер-министра дает Путину иммунитет, а его друзьям защиту.

Те богатства, которые накопил новый клан кремлевских олигархов, не узаконены и не превратились в ликвидную зарубежную собственность. Крупнейшая в России нефтяная компания "Роснефть", которая забрала себе активы "ЮКОСа", все еще может подвергнуться судебным атакам со стороны его акционеров. Дело "ЮКОСа" может в этом году поступить на рассмотрение Европейского суда по правам человека. Против магната Романа Абрамовича, который преуспевал в путинскую эпоху, в Лондоне возбуждено судебное дело по поводу некоторых его приобретений. И это не говоря уже о том, что Британия обвиняет российское государство в причастности к убийству Литвиненко.

Существует определенное давление и внутри страны. Инфляция составляет 15 процентов, а цены на продукты питания растут еще быстрее. Та макроэкономическая стабильность, созданием которой так гордился Путин, выглядит очень неустойчивой. Одна из причин роста инфляции заключается в том, что правительство вкачивает средства в государственные корпорации и тратит их на социальные нужды. Но есть и более глубокая проблема. Экономика, которую сдерживает коррупция, обветшалая инфраструктура советской эпохи, а также не отвечающие современным требованиям и неподвижные трудовые ресурсы, не может удовлетворить растущие потребительские и инвестиционные потребности.

Рост цен вызывает сегодня наибольшую тревогу у россиян, хотя он пока не вызвал протестов общества. Опасаясь финансового хаоса, люди предпочитают не копить деньги, а тратить их, особенно в связи с тем, что процентные ставки в банках дают только убыток. Об этом говорит ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев. То ощущение стабильности, которое связывали с Путиным, оказалось хрупким. Проведенный недавно опрос российского среднего класса показывает, что половина респондентов не считает ситуацию стабильной. А те, кто думают, что она стабильна, полагают, что это не надолго. Несмотря на рост реальных доходов, люди не чувствуют улучшений в своей жизни. Подавляющее большинство людей чувствует себя незащищенными от произвола коррумпированных государственных органов.

Путин и Медведев хорошо понимают, что нынешняя система не защищает собственность новых олигархов и не создает стабильной среды для развития. Этим можно объяснить разговоры Медведева о необходимости модернизации российской экономической системы и защиты власти закона. Но эти риторические высказывания не означают, что Медведев отходит от линии Путина. Все говорит о том, что они действуют согласованно.

Повышение Медведева вызвало ожидание оттепели в либеральных кругах элиты, хотя пока подтверждений тому мало. Политики и аналитические центры пишут демократические манифесты. Например, в докладе Института современного развития, который опекает Медведев, звучит мысль о том, что никакая модернизация невозможна без либерализации политической жизни.

В докладе отмечается, что демократия предпочтительна не по идеологическим соображениям, а потому что это единственный эффективный способ разрешения конфликтов между элитами и защиты их финансовых интересов. Либерализация должна начинаться сверху и жестко регулироваться Кремлем. "У Медведева сложная задача: он пытается оправдать ожидания и в то же время не утратить контроль над процессом", - говорит профессор экономики Александр Аузан. А Борис Макаренко из Центра политических технологий утверждает, что оставаясь у власти в качестве премьер-министра, Путин, по крайней мере, имеет шанс пересмотреть и исправить наследие своего правления. Но лучшим мерилом его успеха был бы реальный уход.

nbsp;RIN 2000-