Российская Информационная Сеть
17 июля, 18:04

В грузинских регионах война может вспыхнуть от малейшей искры

В грузинских регионах война может вспыхнуть от малейшей искры На лесистых холмах, где грузинские и сепаратистские войска смотрят друг на друга через прицелы своих орудий, война может разгореться от малейшей искры.

Арест четырех грузинских военнослужащих, произошедший на прошлой неделе в сепаратистски настроенном регионе Южная Осетия, быстро превратился в кризис. Грузия пригрозила напасть на регион, поддерживаемый Россией, а Москва в ответ приказала своим истребителям вторгнуться в грузинское воздушное пространство, "чтобы охладить горячие головы в Тбилиси".

Прозападное правительство Грузии, лидеры сепаратистов и Кремль заявляют, что не хотят войны. Но при таком напряжении, достигшем невиданного ранее уровня, все они могут обнаружить, что оказались в заложниках ситуации.

"Как кто-то сказал: в этих местах войну может развязать пара парней с пистолетами, если они настроены решительно", - заметил Сванте Корнелл, специалист по Грузии из Института политики безопасности и развития в Стокгольме.

Сепаратистские регионы Грузии - Южная Осетия и Абхазия (обе территории находятся в южной части Кавказских гор) - освободились от опеки Грузии во время борьбы за независимость в 1990-е годы, после распада СССР, и теперь решают свои вопросы при поддержке России.

Эти конфликты переросли в серьезную международную проблему с участием, с одной стороны, России, а с другой - США, которые хотели бы видеть Грузию членом НАТО.

Москва и Вашингтон борются за влияние в Грузии - бывшей советской республике, которая единственная владеет трубопроводами для транспортировки нефти и газа из региона Каспийского моря на мировые рынки в обход России.

Очаг напряженности

На территории Южной Осетии и Абхазии огромное количество оружия, глубоко укоренившееся недоверие, туманные приказы и отсутствие какой-либо отчетливой линии фронта создают очаг напряженности.

Главные болевые точки Абхазии - это районы Гали и Зугдиди, причем каждый де-факто граничит с Грузией. В этом месяце в кафе в Гали от разрыва бомбы погибли четыре человека, в чем сепаратисты обвинили Грузию.

Оружие есть повсюду - не только в руках официальных сил безопасности.

"Мы зарыли оружие, где только могли, - сообщил корреспонденту Reuters Руслан Кишмария, главный руководитель сепаратистов в районе Гали, во время посещения региона ранее в этом году. - Наверно, нет ни одной семьи, у которой не спрятано где-нибудь два-три ствола. Смазанных, почищенных и готовых к стрельбе".

Некоторые наблюдатели говорят, что нерегулярные формирования, которые сражались на грузинской стороне в 1990-е годы и известные под такими названиями, как "Лесные братья" и "Белые легионы", с начала этого года снова активизировались.

Южная Осетия даже более нестабильна. Она представляет собой беспорядочную и пеструю смесь грузинских и сепаратистских анклавов с подвижными границами, которые зачастую находятся в каких-то метрах друг от друга. Например, этническая грузинская деревня Тамарашени с трех сторон окружена территориями, подконтрольными сепаратистам.

Силы грузинской службы безопасности, вооруженные оружием западного образца, патрулируют невдалеке от южноосетинского КПП, а местные жители показали журналисту Reuters дыры от пуль, оставшиеся в их домах после ночного обстрела.

Российские войска согласно миротворческому мандату патрулируют территорию и Южной Осетии, и Абхазии. Дипломаты говорят, что они выполняют нужную работу, охраняя враждующие стороны друг от друга, но эта работа не эффективна в полной мере, потому что Грузия считает эти войска поддержкой для сепаратистов.

Силы по поддержанию мира в Абхазии включают подразделение из чеченского батальона "Восток". Это возмущает грузинскую сторону, так как чеченцы участвовали в сепаратистской войне на стороне Абхазии.

С 2006 года местные абхазские и грузинские командиры еженедельно проводили на линии прекращения огня совещания, которые играли роль предохранительного клапана в вопросах безопасности. Теперь эти совещания прекратились.

"С переходом конфликта между Грузией и Россией в новую, опасно конфронтационную фазу риск военных действий на Южном Кавказе возрос, - сообщила в этом году в своем отчете Группа по международным кризисам из Брюсселя. - Местная провокация или случайность могут перечеркнуть все расчеты".

nbsp;RIN 2000-