30 июля, 13:48
Десяток современных художников, уходя на летние каникулы, решили еще раз перепеть на новый манер известный образ "Черного квадрата" Малевича.
Что из этого получилось, можно увидеть на выставке "100% blacksquare", которая проходит сейчас в Москве. Как и следовало ожидать, диалог с Малевичем получился неоднозначным: одни откровенно им восхищаются, другие норовят поддеть и сбросить с пьедестала.
Наряду с матрешками, икрой и ушанкой "Черный квадрат" Казимира Малевича, датируемый 1915 годом, давно превратился в национальный, культурный и торговый бренд. Даже если человек никак не разбирается в течениях русского авангарда, его знаковое произведение этого направления всплывает сразу. Всплывает, как правило, в саркастически-ироничном контексте: вот вам современное искусство, полная деградация, когда от картины остается в прямом смысле черная дыра! В конце 1990-х годов на выставке Малевича в Третьяковской галерее обозревателю "НИ" приходилось наблюдать бесконечные группы, надолго останавливающиеся около "Квадрата". Нужно было слышать, какие комментарии давали экскурсоводы, чтобы "объяснить картину". Здесь тебе и борьба света с тьмой, и икона самого жестокого и негуманного ХХ века, и какие-то сложные математические соотношения вкупе с мистическими прозрениями. В общем, по числу интерпретаций и безумных инсинуаций "Черный квадрат" идет сразу за "Джокондой" Леонардо да Винчи.
Ничего удивительного в том, что "Квадрат" - это особого рода художественная валюта, которая ходит из рук в руки почти во всех актуальных российских галереях и музеях. Примерно такую же роль на Западе выполняет "Фонтан" Дюшана (писсуар, выставленный в начале века в качестве произведения искусства). Если хотите подвести фундамент под радикальные жесты и отрицание реализма с академизмом, лучшего примера, чем Малевич, вам не найти. Поэтому не так давно в Русском музее проходила выставка "Приключения Черного квадрата", на которой художники упражнялись в перекладывании черных и белых фигур. Теперь галерея "Pop/Off/Art" решила повторить тот же ход для летнего смотра - тем более что немало ее авторов принимали участие в питерской затее.
Как и полагается в таких случаях, выставка "стопроцентного Квадрата" больше похожа на артистический капустник. За юмор и иронию отвечает один из основателей "соцарта" Вагрич Бахчанян. Он придумал ряд "Мала мала Малевич" - линейка уменьшающихся квадратиков. Есть еще квадраты с концептуальными подписями: "Черный как икра квадрат" или "Черный как зависть квадрат". Социальное и даже конфессиональное звучание темы - у Аладдина Гарунова. В виде квадратов он разложил на полу восточные молитвенные коврики. Рядом почти исследовательские схемы Александра Панкина: художник выяснил, что белые и черные поля на картине Малевича равны по площади - поэтому можно устроить некое "распыление", переформатировать квадрат так, чтобы два цвета поменялись местами. Наконец, имеется образец квадрата как сувенира и почти безделушки. Олег Артюшков сделал чисто российскую версию кубика Рубика. Вместо цветных сторон у него на каждом боку - черный квадрат.
Вряд ли перепевы старой песни могут стать хитами. Точно так же ничего особо нового о Малевиче и ее творении галерейные художники не произнесли. Такая выставка отлично бы смотрелась в стенах Третьяковки, разместись рядом с оригиналом. Стала отличным подарком зрителям, изголодавшимся в мертвый сезон. Но так уж вышло, что Третьяковка не может разобраться с современностью. Культурную брешь приходится закрывать несколько в стороне - на галерейном поле.