Российская Информационная Сеть
4 августа, 15:28

В Южной Осетии больше нет даже хрупкого мира

В Южной Осетии больше нет даже хрупкого мира Летом 2008 г. На Кавказ снова пришла война. В Южной Осетии уже нет даже того хрупкого мира, который здесь худо-бедно просуществовал с помощью России с начала 90-х гг. прошлого века.

Когда столицу - многострадальный Цхинвал, где работают детские сады, роддом и школы обстреливают из артиллерийских орудий, противотанковых гранатометов и управляемых ракет, - когда по Южной Осетии рыщут грузинские диверсионные группы, натасканные американскими инструкторами, о мире говорить не приходится. Прямой подготовкой к войне выглядят и действия военных-артиллеристов Минобороны Грузии, проводивших рекогносцировку под Цхинвалом и пойманных на месте при определении целей, ориентиров и безопасных маршрутов выдвижения грузинских войск. Разве это мир, когда только российские штурмовики, барражирующие над столицей Южной Осетии, могут остановить грузинскую агрессию, а 12-летнего осетинского мальчика, катающегося на велосипеде между окопами, грузинские военные принимают за шпиона?

В окрестностях Цхинвала сосредоточены приличные силы Минобороны и МВД Грузии, которые планомерно готовятся к вторжению. Тяжелое вооружение, введенное Грузией в зону конфликта в нарушение всех соглашений, нацелено на подавление огневых точек и мирных объектов. При этом в Тбилиси "миролюбиво" заявляют, что не будут увеличивать численность своего миротворческого батальона в зоне конфликта. Куда уж увеличивать, если для подавления осетин собран, по самым скромным подсчетам, кулак в виде пехотной бригады, усиленной несколькими отрядами спецназа (СпН), артиллерией и минометами, танками, самолетами, вертолетами и БПЛА.

Если приплюсовать сюда готовящиеся к боям формирования МВД, общая численность группировки, подготовленной Грузией для войны с Южной Осетией, включая резервистов, достигает десяти тысяч человек. Непризнанная республика может противопоставить этой силе свои полулегальные военные формирования (по соглашениям, осетинам запрещено иметь у себя Министерство обороны) в несколько тысяч человек, танки и артиллерию в куда меньших количествах, чем в Грузии. Но основной расчет в Южной Осетии делается на северокавказских добровольцев. По информации "Yтра" из собственных источников, поддержать Южную Осетию в случае нападения Грузии готовы добровольческие отряды из Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Чечни, Дагестана, Кубанского, Терского, Донского, Оренбургского казачьих войск и других регионов России. Руководство Южной Осетии уже заявило о том, что может быть объявлена мобилизация всего Северного Кавказа. Но это пока в теории. А на практике Цхинвал и осетинские села подвергаются планомерным огневым налетам, когда минометные "ковры" чередуются со снайперскими обстрелами окраин.

Вот что передает из зоны грузино-осетинского конфликта военный эксперт Заур Алборов:

"С 18:17 мск 1 августа до 08:00 мск 2 августа обстрелу со стороны грузинских населенных пунктов Эргнети, Приси, Эредви и Земо-Никози подвергались город Цхинвал, села Велит, Прис, Дменис, Ксуис и Сарабук. С грузинской стороны в обстреле принимали участие миротворческий батальон Грузии, подразделения МВД Грузии, артиллерийский дивизион горийской пехотной бригады и спецназ Минобороны Грузии. В результате с осетинской стороны шесть человек были убиты и двенадцать человек ранены. Из них четыре человека погибли от снайперского огня, который велся подразделениями спецназа Минобороны Грузии. Судя по характеру ранений у погибших и раненых, грузинской стороной применяются 12.7-миллиметровые снайперские винтовки. В частности, на вооружении спецназа находятся 12.7- миллиметровые снайперские винтовки M-93 Black Arrow, Falcon, OM-50 Nemesis. Это дорогостоящее вооружение поставляется Грузии странами НАТО. Трое мирных жителей осетинского села Ксуис были ранены снайперскими выстрелами с незаконно занятой бывшим батальоном ССПМ от Грузии высоты в селе Сарабук.

В результате артиллерийского обстрела (применялись гаубицы и минометы калибра 120 мм), осуществленного силовыми структурами Грузии, городу Цхинвал и осетинским населенным пунктам нанесен значительный ущерб. Есть многочисленные разрушения жилых домов, школ и детских садов. Преднамеренному обстрелу подверглась городская больница Цхинвала. Одновременно к границе Южной Осетии началась переброска подразделений Министерства обороны Грузии, их концентрация отмечается в районах грузинских сел Никози, Ередви и Ергнети.

При этом грузинская сторона выступила с обвинениями в адрес Южной Осетии и российского миротворческого батальона, обвинив их в обстреле грузинских сел. Однако подразделения российского миротворческого батальона в ходе конфликта ни разу не применяли оружие на чьей либо стороне. Силовые структуры Южной Осетии были вынуждены предпринять адекватные меры для защиты населения".

По мнению эксперта, Грузия стремится запугать граждан Южной Осетии и вынудить их покинуть родину. Одновременно предпринимаются попытки выставить новые посты и взять под контроль высот вокруг Цхинвала.

Но если в регионе идут самые настоящие боевые действия, то что же делают миротворцы, 16-летие ввода в зону конфликта которых отмечалось в июне? На самом деле с миротворческим контингентом все очень сложно. Как известно, он состоит из собственно российского, североосетинского и грузинского батальонов по 500 военнослужащих в каждом. Грузинское подразделение несколько лет назад вышло из подчинения российскому командующему, самостоятельно выставляя посты и подвергая дискриминации осетинского население. Более того, через ротацию в грузинском батальоне миротворцев прошла почти вся горийская пехотная бригада МО Грузии - так военные изучают будущий театр военных действий. Что касается российского контингента, Грузия сделала все для его дискредитации. По мандату миротворцы должны самым жестким образом, вплоть до уничтожения, пресекать военные провокации в зоне конфликта и разоружать вооруженные формирования.

Сделать это с грузинскими военными, наводнившими регион, миротворцы не в силах хотя бы еще и потому, что в ряд грузинских сел россиян вообще не пускают, считая их оккупантами. Российское присутствие ощущается только в осетинском секторе республики. Наконец, разоружение грузинских сил означает фактическую войну между Россией и Грузией. При этом очевидно, что начинать боевые действия первыми россияне не намерены. В итоге миротворцам приходится только фиксировать происходящие обстрелы грузинских военных и ответы осетинских ополченцев, находясь на КПП и блокпостах. Характерная ситуация: в рапортах представителей российского миротворческого батальона отмечается использование при обстрелах грузинской стороной установок ПТУР (противотанковых управляемых ракет) и отмечается, что жертв среди миротворцев нет. Ракеты уходят в жилые кварталы Цхинвала, погибают мирные жители, что лишь констатируется представителями ССПМ.

Командующий миротворцами генерал Кулахметов превратился в политика. Вообще, когда генералы выходят за рамки военных полномочий и втягиваются в имитацию миротворческого процесса, получается мало хорошего. Можно вспомнить генерала Лебедя, "подтянутого" для заключения Хасавюртовского соглашения, которое до сих пор многие эксперты называют позором России на Кавказе. "Миротворцы в непонятных обстоятельствах, потому что старого правового формата уже нет - он разрушен, а нового еще нет. Миротворцы пытаются какую-то роль играть, военные становятся политиками, хотя не их это задача", - так характеризует миротворческий процесс в Южной Осетии заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа, кандидат исторических наук Сергей Маркедонов.

Что касается лично Кулахметова, то, возможно, ему пришло время принимать самостоятельные решения, а не уходить в тень и не ждать, когда из Кремля придет гневный окрик на провокации Тбилиси. Пока же чрезмерно сдержанная реакция на травлю и откровенные издевательства в отношении российских миротворцев и граждан РФ, проживающих в Южной Осетии, выглядит скверно. Впрочем, существует вариант, что миссия Кулахметова продлится лишь до начала полноценной войны. И тогда командовать россиянами в Южной Осетии прибудет, например, "замиритель Чечни" генерал Шаманов.

В принципе, у России даже при сегодняшней очевидной слабости в военном отношении еще хватает сил, чтобы "щелкнуть по носу" Грузию. К Рокскому тоннелю стянуты серьезные силы Северо-Кавказского военного округа, на авиабазе в Моздоке на случай грузинского нападения готовы дежурные авиасредства, которые обеспечат прикрытие граждан России в РЮО с воздуха. Правда, не факт, что команда на начало наземной операции по поддержанию мира из Москвы все же будет отдана. В свое время в беседе с корреспондентом "Yтра" спикер парламента РЮО Знаур Гассиев сообщил, что своими глазами видел план Генштаба ВС РФ, в соответствие с которым предусмотрено освобождение каждого населенного пункта Южной Осетии в ходе операции по демилитаризации зоны конфликта и усмирения воинственных действий Грузии. Но руководство Генштаба сменилось, и не исключено, что при новом российском президенте в отношении Грузии будет продолжена максимально острожная политика.

В самой сложной ситуации оказались осетины, поскольку речь идет об их физическом существовании как народа. Им остается сражаться. Если из республики вывозят женщин, стариков и детей - значит, Грузия уже добилась многого, ополовинив население Южной Осетии. Эдуард Кокойты обещал дать жесткий ответ на грузинские атаки. Но он может и проиграть, если будет уповать исключительно на реакцию Москвы. Осетин выручит лишь сплоченность на национальном уровне, когда нападение на Южную Осетию будет означать объявление войны Осетии Северной.

nbsp;RIN 2000-