Российская Информационная Сеть
12 августа, 18:28

Россия понимает и уважает только силу

Россия понимает и уважает только силу Блицкриг, на который надеялся президент Саакашвили, не получился. Да и рассчитывать на него особых оснований не было.

Предположение, что либералы вокруг Дмитрия Медведева сумеют сдержать воинственных силовиков в окружении Владимира Путина, оказалось иллюзорным. Отступить на Кавказе - это не для современного российского истеблишмента, разбогатевшего за счет высоких цен на энергоресурсы. Народу нужно было воочию продемонстрировать, что вокруг враги, порох нужно держать сухим, непобедимая и легендарная после позора 90-х гг. вполне может его защитить. Неважно, что противник не очень сильный. Ведь за его спиной вероломный Запад и его подручные в лице Украины, Израиля и им подобных. Как сказано в заявлении МИД России, `Украинское государство, которое все последнее время азартно вооружало до зубов грузинскую армию, тем самым прямо поощряя руководство Грузии к интервенции и этническим чисткам в Южной Осетии, не имеет никакого морального права поучать других и, тем более, претендовать на свою роль в урегулировании`. Можно подумать, что тяжелое вооружение югооосетинских, как и абхазских, сепаратистов появилось из воздуха, а не было доставлено из России. Так что еще не ясно, кто действительно `азартно вооружал` тех, кто фактически устроил грандиозную провокацию, результатом которой стали кровопролитные бои, гибель людей и разрушение городов и сел.

Больше всего лгут на войне и после охоты. В этом в очередной раз пришлось убедиться после передач российских телеканалов. Сколько благородного гнева было вылито на `преступное грузинское руководство`, войска которого артиллерийским огнем по площадям разрушили Цхинвали. А кто рассказал, что так называемые ополченцы устраивали огневые точки в жилых домах и других гражданских объектах? Это тактика не военных, а террористов превращающих женщин, детей и стариков в живой щит. А когда грузинские войска подавляли эти огневые точки, то с экранов телевизоров раздавался истошный крик и проливались крокодиловы слезы о сотнях погибших. Особенно смешно выглядело приведение в боевую готовность кораблей Черноморского флота. Как с моря можно было спасать гражданское население Южной Осетии, расположенной за горами на расстоянии нескольких сотен километров? Но если предположить, что готовился десант на грузинское побережье или его обстрел, то Черноморский флот изготовился вполне логично.

СЕПАРАТИЗМ МОСКОВСКОГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ

Южная Осетия среди непризнанных государственных образований занимает особое место. В самом деле, найдите в ее руководстве настоящих борцов за самоопределение. Нельзя же, в самом деле таковыми считать начальника местного КГБ Анатолия Баранова, который до назначения на Кавказ возглавлял ФСБ Мордовии, глава МВД Михаил Миндзаев заимствован из такой же структуры Северной Осетии, министр обороны Василий Лунев до этого был военным комиссаром в Перми, а секретарь Совета безопасности Анатолий Баранкевич - бывший заместитель комиссара Ставропольского края. Даже премьер-министр самозваного правительства Юрий Морозов навряд ли тянет на югоосетинского сепаратиста. Да, есть там президент Эдуард Кокойты, но им просто разбавили, неудобно все-таки. Но дело даже не в национальном составе. Это фактор вторичный, хотя и характерный. Важно кто этих людей туда направил. Все руководство Южной Осетии - это не просто российские ставленники, как, например, в Абхазии или Приднестровье, а люди направленные в Цхинвали для выполнения специальных заданий. При этом так называемая независимость их не волнует и не ее отстаивать они были посланы.

Основное назначение югоосетинского сепаратизма - это финансовая черная дыра в российском бюджете, которую контролируют именно перечисленные люди. Достаточно сказать, что пенсии и зарплаты для 80 тысяч так называемых граждан России направляются в регион из месяца в месяц, в то время как реально население всей Южной Осетии, включая и тех, кто живет в грузинских селах, не превышает 30 тысяч, хотя и эта цифра вызывает некоторые сомнения. А есть еще и другие фонды и в них находятся не миллионы, сотни миллионов рублей. Уже давно в московских финансовых коридорах проявляют повышенное внимание к буквально потоку денег в регион, за которые никто толком отчитаться не может. Именно с этим связана воинственная непримиримость Эдуарда Кокойты и агрессивный тон в разговоре с германским министром иностранных дел Франком-Вальтером Штайнмайером. А когда грузинский министр по урегулированию конфликтов Тимур Якобашвили приехал в Цхинвали на переговоры, российский МИД сделал все, чтобы эти переговоры состоялись, а Кокойты попросту уехал из своей столицы. И это сошло ему с рук. Московские начальники сепаратистов взяли курс на обострение и цели у них были не только ближайшие - продолжение бесконтрольного воровства денег государства российского, а дальние и гораздо более важные. Речь шла о будущем курсе России как во внутренней, так и во внешней политике.

Обратим внимание на внешне малозначительный, но очень характерный штрих. Первый комментарий российского руководства о событиях на Кавказе последовал не из Москвы, а из далекого Пекина. И не от президента, который по российской конституции отвечает за безопасность и внешнюю политику, а от премьера, который встречался с иностранными лидерами и обсуждал с ними то, чем он заниматься не должен. И дело не в разнице часовых поясов, а в том, как это было подано на российском телевидении. Дальше - больше. Телеканал НТВ прерывает демонстрацию сериала для сообщений из Южной Осетии. Ничего нового, за одним исключением. Подробно передавалось о том, как Владимир Путин прибыл во Владикавказ и там заявил, что Южная Осетия в состав Грузии уже не вернется. Как говорил французский король Генрих IV, Париж стоит мессы. Ради такого заявления стоило прервать не только сериал, но и пребывание на Олимпийских играх.

Первоначальный успех грузинской армии в Цхинвали мог быть использован Дмитрием Медведевым в его противостоянии Путину и его окружению. В последнее время только ленивый не говорил в Москве о том, что президент в довольно резкой форме, хотя и через второстепенных чиновников одернул премьера, когда тот своим заявлением о компании `Мечел` обрушил российский фондовый рынок. Затем сам президент призвал не `кошмарить` мелкий и средний бизнес и не только. Это дополнение много сказалo понимающим людям. Конкуренция началась в самом чувствительном сегменте власти - кадровом. На замещение должностей губернаторов появилось два списка: президентский и премьерский. Как сказал руководитель Агентства регионального развития Ростислав Туровский, `...это отражает постепенно проявляющуюся конкуренцию между президентом и премьер-министром. В том числе связанную и с практикой назначения губернаторов`. Чиновники довольно высокого ранга снова большими массами потянулись в Кремль. Казалось еще немного, еще чуть- чуть... Прояви Медведев в кавказском конфликте большую волю и выдержку, предприняв довольно понятные дипломатические усилия, и победа была бы за ним. Но не все так случилось, как ожидалось. Очень благоприятный шанс поставить российских силовиков на место был бездарно утерян. Став в один строй с ястребами, Медведев оказался их заложником. Антанта силовиков и агрессивных бюрократов в Москве победила надолго. Это уже проявилось в Грузии, скоро почувствуют и другие.

ЧТО ЗА КОМИССИЯ?..

Военные действия на Кавказе будут иметь последствия, далеко выходящие за рамки региона. Всем соседям России дано ясно понять, что язык силы - это тот, на котором Кремль предпочитает разговаривать. Тем более, что Запад занял весьма сдержанную позицию, ограничившись словесными призывами к обеим сторонам. Как писала американская газета The World Street Journal, `Запад уже продемонстрировал свою неготовность оттеснить Москву на Кавказе: Германия заблокировала присоединение Грузии к плану членства в НАТО, так как Берлин не хотел злить Москву, и россияне наверняка заметили этот факт, размышляя, стоит ли предпринимать шаги против правительства Сааккашвили..., находящегося вне орбиты Москвы`. Как и следовало ожидать, наиболее лояльную к Москве позицию заняла Германия. Так, немецкая Allgemeine Zeitung Mainz считает, что `тем, кто до сих пор считал Россию беззубым тигром, преподнесен урок. Происходящее сейчас на Кавказе имеет черты давно запланированной акции мести Москвы Евросоюзу и США за их политику в регионе`.

Все это напоминает историю с отторжением от Чехословакии Судетской области осенью 1938 г. Тогда Гитлер также защищал соотечественников, где бы они ни находились. Когда Невилл Чемберлен возвратился из Мюнхена после подписания сделки с Гитлером, Уинстон Черчилль ему сказал: `Вы предпочли честь миру. Вы потеряли честь и получите войну`. В некоторых европейских столицах предпочитают `не злить` Москву. Но ведь давно известно, что умиротворить российскую власть невозможно. В Москве уважают и понимают только твердость и силу.

Выводы для Украины вполне понятны. Во-первых, со странами НАТО ничего подобного Россия себе не позволяет. И если бы Грузия была в Альянсе, то события развивались по совершенно другому сценарию. Но это сослагательное наклонение. Перспектива присоединения Киева к ПДЧ в декабре стала весьма призрачной. Берлин и Париж свою политику не изменят и заблокируют процесс, так как они это сделали в Бухаресте. Не отбрасывая западное направление нашей внешней политики, его, тем не менее, следует скорректировать с учетом новой реальности. Она состоит в том, что после перехода конфликта на Кавказе в вяло текущий процесс, Москва займется Киевом весьма предметно. Ставка будет сделана в первую очередь на тех, `с кем можно работать`. Следует ожидать дальнейшего поощрения сепаратизма не только в Крыму, но и в других регионах. Инструментом выступит недавно образованное Агентство по делам СНГ.

Во-вторых. В значительной степени наши проблемы являются следствием низкой обороноспособности, плохого обеспечения и недостаточного вооружения украинской армии. Она не удовлетворяет условиям оборонной достаточности, а должна. Тогда и текст заявлений российского МИД в отношении Украины будет несколько иным. Ссориться с соседом не нужно, но и позволять такой тон в отношении себя тоже не следует.

В-третьих. Действия Черноморского флота воочию показали, что Украина даже без своего желания может быть втянута в вооруженный конфликт. Подготовка к выводу флота после мая 2017 г. должна стать стержнем российского направления украинской внешней политики. Все равно за газ придется платить европейскую цену, так не стоит питать иллюзий о возможных преференциях, если ублажать Москву. Расчет дружбе не помеха, наоборот, хорошо ее укрепляет. Нужно не стенать, а заниматься энергосбережением. Полезно для государства и своего кармана. Но сначала график вывода флота, а потом все разговоры об улучшении отношений. Россия из Большого договора не выйдет, разговоры Лужкова и Ко. на эту тему не более, чем сотрясание воздуха. Ей договор нужен не меньше, чем нам.

В любом случае представляется, что следует ожидать дальнейших осложнений в отношениях с Россией.

nbsp;RIN 2000-