Российская Информационная Сеть
25 августа, 10:12

Россия стала агрессивной авторитарной державой

Россия стала агрессивной авторитарной державой Грузинский кризис выявил, чем на самом деле является Россия Дмитрия Медведева - агрессивной авторитарной державой.

Исчезла слабая надежда на то, что он может смягчить жесткую линию своего предшественника, бывшего кагэбэшника Владимира Путина. Премьер-министр Путин - хозяин, а президент Медведев исполняет его волю.

Главная внешнеполитическая цель - восстановить утраченный статус сверхдержавы, вернув себе доминирующее положение на территории бывшего СССР, используя свою роль энергетического поставщика и увеличивая вес страны в мире бизнеса.

Грузинская авантюра была крайне успешной. Москва наказала прозападный Тбилиси за попытки вступить в НАТО и преподала унизительный урок, продемонстрировав, что поддержка Западом своих союзников в постсоветском регионе имеет пределы. Россия придумала инструмент - поддержка ущемляемых этнических меньшинств, - который можно использовать и в других регионах. Следующей целью может стать принадлежащий прозападной Украине Крым, где большинство населения составляют этнические русские, и в арендуемом морском порту Севастополь находится российский форпост. Даже Беларусь, самое пророссийски настроенное государство из всех бывших республик СССР, обеспокоена. Как, впрочем, и члены НАТО из Восточной Европы - например, Польша, которая поспешно подписала с США соглашение по противоракетной обороне.

После 1989 года посткоммунистический мир раскрылся навстречу западным ценностям и интересам, но по этому процессу нанесен серьезный удар. Однако не все потеряно. Во-первых, за это время удалось значительно сократить господство России, многие ее бывшие сателлиты стали членами Европейского союза и НАТО. Во-вторых, у богатой нефтью России, безусловно, денег куры не клюют, но ей нужно решать глубоко укоренившиеся проблемы, не самой последней их которых является демографический спад. И, наконец, несмотря на случившееся в Грузии, мир пока еще не вступил в эпоху новой `холодной войны`. Налицо пространство для маневра, и чтобы сотрудничать с Россией, и чтобы сдерживать ее агрессивные замыслы.

Перечень областей для сотрудничества длинный - от энергетики до ядерного нераспространения. Однако желание работать вместе с Москвой не должно означать отказ от четкого ответа на российскую агрессию. Обязательства членов НАТО о взаимной защите должны подтверждаться действиями, такими как строительство новых передовых баз в сопредельных государствах, например, странах Балтии, и активизация усилий в области энергобезопасности.

Однако альянс должен проявить крайнюю осторожность в том, что касается дальнейшей экспансии на восток. До сих пор Запад заставлял Россию смиряться с расширением, совершенно справедливо полагая, что Москва слишком слаба и не сможет ответить. Россия показала, что эта ситуация изменилась. Запад должен соглашаться на прием новых членов - в том числе Грузии и Украины - только если те будут действительно к этому готовы, и если НАТО действительно окажется в состоянии их защитить. Альянс не должен принимать в свои ряды государства, где имеют место внутренние насильственные конфликты (Грузия) или глубокое расхождение во мнениях по поводу НАТО (Украина).

Но это не значит, что Россия может налагать вето на суверенные права своих соседей. Как не должна она разделять регион на сферы влияния. Однако страны, стремящиеся к союзу с Западом, должны прикладывать больше усилий, чтобы противостоять российскому давлению. И, возможно, им придется рассчитывать на меньшую помощь Запада, чем это было раньше. Такова горькая реальность, возникшая после грузинского конфликта.

nbsp;RIN 2000-