Российская Информационная Сеть
14 сентября, 15:18

Google Chrome: предварительные итоги

Google Chrome: предварительные итоги Окно, через которое компьютер общается с внешним миром, не должно быть слишком прозрачным

2 сентября компания Google, словно Царь Мидас превращающая в золото все, к чему прикасается, выпустила бета-версию браузера Chrome. Сейчас она доступна для свободного скачивания, и в ней имеется возможность работы на сорока языках, включая и русский. Несмотря на заверения руководства компании в том, что в планы Google не входит создание нового браузера, это событие было неизбежным как в стратегическом, так и в тактическом отношениях. Компании вполне естественным образом следовало позаботиться о том, чтобы наиболее эффективно обслуживать свои многочисленные - поисковые, почтовые, навигационные и прочие - сервисы. Однако следует учесть, что и всякие прочие IT-компании заинтересованы в появлении веб-обозревателя, который, как заявляют разработчики, "написан с нуля", что справедливо лишь отчасти, поскольку в качестве ядра браузера ("движка" на принятом IT-жаргоне) использован Webkit, используемый также эппловским браузером Safari. Но это и означает, что Chrome использует новейшие технологии работы с усложнившимися и сильно прибавившими в объемах веб-приложениями.

В первые же сутки Google Chrome спровоцировал ажиотажный спрос, захватив, по различным данным Liveinternet, 0,8% рунетовского парка браузеров. Не меньший интерес проявляется к нему и в мире. Исследовательская компания Net Applications сообщает о том, что рынок "хромирован" на 1,04%, а по данным Clicky Web Analytics - на 2,7%. Такой ажиотаж понятен, если принять во внимание, что Google - безусловный мировой лидер по стоимости бренда, которая определяется как показатель социальной значимости, генерирующей прибыль. По данным британской исследовательской компании Millward Brown Optimor (MBO), входящей в коммуникационную группу WPP, стоимость бренда Google составляет $86,057 млрд., в то время как у занимающего третью позицию Microsoft этот показатель равен $70,887 млрд.

Однако бренд брендом, но, как известно, безусловные лидеры рынка порой дают петуха. Качества гугловского браузера полностью проявятся после досконального его тестирования интернет-сообществом. Однако уже сейчас можно сказать немало о том, чем он отличается от существующих веб-обозревателей. И главное - придется ли ужаться на рынке микрософтовскому Internet Explorer или же его гегемонии пока ничто не угрожает.

К настоящему моменту количество всевозможных браузеров выходит далеко за границы каких бы то ни было рамок: их почти 80. Конечно, "в ходу" их всего три-четыре, а все остальные написаны скорее для удовлетворения творческих амбиций авторов, чем для профитных целей.

А началось всё ещё в 1991 году, когда появилась Всемирная паутина, и её автор сэр Тим Бернес-Ли, (Sir Timothy John "Tim" Berners-Lee) работавший тогда в женевском CERN, а теперь перебравшийся за океан в ещё более модный MIT, написал первый в мире браузер, позволяющий просматривать текстовые страницы. Браузер с инструкцией по его установке и по организации сервера он рассылал по электронной почте.

Через два года появился популярный браузер Mosaic, который позволял уже не только читать текст, но и просматривать графику. А в 1994 году начался непродолжительный период господства Netscape Navigator. Запоздавшая на старте Microsoft, выпустив через год Internet Explorer 3.0, нанесла ответный удар неджентльменского характера: браузер был включен в состав Windows 95. Тем самым пользователи микрософтовской ОС отрезались от конкурентного продукта. Так началась "война браузеров", в процессе которой конкурирующие компании не только стремились захватить рынок за счет совершенствования своих продуктов, но и при помощи маневров юридического характера.

Тактика "два в одном" вскоре привела Билла Гейтса к победе. В 1997 году доли присутствия на рынке Netscape Navigator и Internet Explorer выравнялись. В 1999 году Microsoft имел уже 64,6% при 33,4% у конкурента. В середине 2000 года 86,1% юзеров пользовались веб-обозревателем дядюшки Гейтса.

Когда в 1998 году американский Минюст (U. S. Department of Justice) и 20 штатов предъявили Microsoft иск в монополизации рынка ОС и браузеров, главнейшая претензия состояла в недопустимости объединения в одном пакете Windows 95 и Internet Explorer. После многолетнего разбирательства корпорация, что называется, вышла сухой из воды. Ей вменили в обязанность соблюдать незначительные ограничения в своей деятельности, однако не ущемили в принципиальных "правах монополиста".

Этим дело не ограничилось. Вскоре ряд компаний, таких как, например, Sun Microsystems и Novell, инициировали иски к Microsoft в различных странах. Через пять лет Еврокомиссия оштрафовала корпорацию на euro899 млн. и вменила ей в обязанность не поставлять ОС в комплекте с мультимедийным плеером. Однако воз, то есть плеер, и ныне там - Microsoft подает апелляцию за апелляцией, искусно оттягивая исполнение приговора.

Эти издержки следует признать незначительными на фоне преференций, которые корпорации предоставляла выигранная война. Именно в этот период Гейтс стал баснословно богат, а Microsoft перестали любить. Во время войны разработчики ПО отнюдь не сидели в окопах, испуганно наблюдая за схваткой гигантов. Они выпускали браузеры в надежде занять хоть какой-то сегмент рынка. К тем, кто не только дожил до сегодняшних дней, но и выглядит вполне достойно, следует отнести Opera Software ASA, наследницу норвежской компании Televerket. Её браузер был разработан в 1994 году и появился в свободной продаже два года спустя. Появился целый ряд как независимых, так и коммерческих браузеров, обладавших как неоспоримыми достоинствами, полезными для профессионалов, так и неотъемлемыми недостатками для массового потребителя, ограничивающими их распространение. Народились и такие экзотические веб-обозреватели, как Charon, работающий в ОС Inferno.

Последняя и окончательная точка в войне браузеров (которую в связи с появлением Google Chrome следует назвать Первой мировой) была поставлена в начале 2008 года, когда компания AOL объявила об окончании поддержки Netscape Navigator. Однако дело разработчиков легендарного браузера не кануло в небытие. Костяк группы перешел в свое время под крыло Mozilla Foundation, где начался выпуск успешных во всех отношениях веб-обзревателей Firefox. Сейчас этот продукт уверенно занимает второе место в мире по востребованности, владея 17,8% рынка. Лидирует по-прежнему Internet Explorer (6 и 7 версии) - 74%. В "большую четверку" входят ещё Safari, написанный для компьютеров компании Apple, работающих под ОС Mac OS X, но адаптированный и к Windows, - 5,8%, а также вышеупомянутая Opera, на долю которой приходится чуть меньше процента.

Правда, это - картина, так сказать, в мировом масштабе. В российском сегменте Интернета ситуация иная. Internet Explorer - 66,8%, Opera - 15,5%, Firefox - 14,4% и Safari - 0,5%. Столь низкий показатель "яблочного" браузера объясняется двумя обстоятельствами. Во-первых, в России МАКи непопулярны. Во-вторых, браузер, прекрасно работающий под управлением "родной" ОС, существенно теряет скорость при переходе на платформу Windows. Что же касается значительной популярности веб-обозревателя Opera, то она предопределена прекрасным качеством данного продукта, что косвенно свидетельствует о компьютерной продвинутости российских юзеров.

Не надо забывать и о том, что обе картины постоянно изменяются: у продукта Microsoft, которым в 2004 году пользовались 95% юзеров, популярность медленно, но верно снижается, три остальных браузера в том же темпе завоевывают рынок.

Существует ошибочное мнение относительно того, что все браузеры воспроизводят одну и ту же веб-страницу абсолютно одинаково. Дело в том, что в период боевых действий фирмы-разработчики стремились с конкурентными целями во что бы то ни стало придать своим браузерам дополнительную привлекательность, не слишком обращая внимание на существующие стандарты. При достижения особых функциональных свойств более всего от разработчиков "досталось" языку сценариев JavaScript. В последнее время "протокольная дисциплина" значительно возросла. Однако и теперь все ещё существуют определенные разночтения при воспроизведении веб-страниц. Наибольшим волюнтаризмом отличается "царь горы" - Microsoft.

Для выявления отклонений от общепринятых стандартов создан тест Acid3, на котором проходят проверку как существующие браузеры, так и находящиеся в стадии разработки. Тест проверяет адекватность браузеров, предлагая им отработать сто веб-страниц, ошибки воспроизведения которых наиболее вероятны. Наихудшие показатели у обозревателя компании Microsoft: IE 7 - он не ошибся лишь 13 раз, заработав позорные 13%. У находящегося в разработке IE 8 чуть больше - 21%. У последней рабочей версии Firefox 71% и 85% у демо-версии. У Safari соответственно 75% и 100%, у Opera 83% и 100%.

Google Chrome, являющийся демо-версией, также проходил этот тест и набрал вполне достойные проценты соответствия требованиям стандартов - 77%.

Соответствие стандартам - это для юзера, конечно же, не самый важный параметр. Куда важнее скорость работы, удобство интерфейса, функциональная полнота, работа без сбоев и зависаний и, естественно, минимальная уязвимость для хакерских атак.

Что касается интерфейса, это понятие в значительной степени субъективное. Однако опробовавшие новинку Google пользователи, к коим относится и автор данной статьи, в подавляющем своем большинстве находят его удобным. Он лаконичен и лишен излишеств (что "гурманы" квалифицируют как "плебейство"). В то же время в нем есть ряд полезных нововведений. Адресная строка совмещена с поисковой. Есть возможность сохранять наиболее часто посещаемые страницы в виде интернет-приложений. То есть можно поставить на рабочем столе "иконку", скажем, своего почтового сервиса или сайта спортивных новостей и эти страницы будут открываться "одним мановением мыши", и в них будет отсутствовать ненужная адресная строка.

Что же касается скорости, то тут Chrome демонстрирует отличные результаты. В ОС Windows до недавнего прошлого по этому параметру лидировал браузер Opera. За ним шли Firefox, IE и Safari (который, тем не менее, самый быстрый в Mac OS X). При тестировании компанией Google различных браузеров на производительность по отработке различных наборов скриптов это соотношение подтверждается. При этом производительность самого быстрого из "старожилов" составляет около 250 условных единиц, а у Chrome - 1800. У IE 8 этот показатель меньше 100 единиц. Конечно, следует учитывать, что окончательная рабочая версия гугловского браузера претерпит определенные изменения, и его скорость вполне может понизиться за счет повышения безопасности и функциональности. Но несущественно, поскольку при разработке был написан абсолютно новый "движок" V8 для отработки языка JavaScript, который и обусловливает "сверхзвуковые скорости". К тому же значительный выигрыш во времени предоставляет распараллеливание исполнения различных процессов - HTML, скрипты, Flash и пр. - для каждой исполняемой страницы.

Что же касается надежности работы Хрома, то и тут он "впереди планеты всей". Потеря информации за счет зависания вкладок браузера существенно снижена по отношению ко всем прочим обозревателям. Это удалось достичь благодаря тому, что каждая вкладка исполняется как отдельный, независимый от других вкладок процесс. И в случае зависания одной из них остальные продолжат работу, в связи с чем нет необходимости закрывать весь браузер, теряя при этом отображенные остальными вкладками веб-страницы. Достаточно закрыть лишь одну "задумавшуюся" вкладку. Это принципиальное отличие Хрома от всех существующих браузеров.

Разработчики Хрома утверждают, что и по безопасности их детище будет лидировать. В качестве одного из аргументов приводится искусственное урезание в правах исполняемых на браузере процессов, которые способны производить деструктивные манипуляции с исполняемыми кодами. Время покажет - так ли это. Пока найдены лишь три уязвимости. Первая способна причинить вред бездумному пользователю Хрома. Для того, чтобы нарваться на неприятность, юзер должен зайти на специальный сайт и загрузить с него файл. При этом браузер будет бесстрастно наблюдать, как компьютер этот файл запустит, каким бы тот ни был. Вторая уязвимость менее опасна. Она представляет собой зависание браузера при обработке определенного типа прерывания. Третья стара, как мир. Въетнамская компания Bach Khoa Internet Security, занимающаяся проблемами сетевой безопасности, обнаружила весьма опасное переполнение буфера, возникающее при исполнении функции "Сохранить как". Именно в этот момент хакер получает возможность захватить компьютер. Вполне естественно, что в рабочей версии Chrome все это будет учтено.

Следует учитывать, что при выходе любого популярного программного продукта его с увлечением начинают взламывать как добропорядочные исседователи-тестировщики, так и гнусные злоумышленники. Более всего, естественно, достается браузерам Microsoft, в которых с беспрецедентной частотой при помощи патчей латаются дыры. В принципе, всякий может напроситься на массированную атаку. Когда Mozilla Foundation, презентуя Firefox 1.0, применил слоган "Самый безопасный в мире браузер", "доброжелатели" всего лишь через месяц предъявили "счет" на 36 уязвимостей. В следующем варианте мозиловского браузера ни одной уязвимости не обнаружено, что было предопределено более скромным поведением разработчиков, а не отсутствием таковых. Вот как в этом отношении выглядят другие веб-обозреватели. Безусловный "лидер" - IE 6.0, у которого зарегистрировано 106 уязвимостей. IE 7.0 - 20, Opera 8 - 15, Opera 9 - 2. Данные по Safari отсутствуют.

Подводя предварительный итог, самым безопасным браузером (понимая условность этого определения) следует назвать последнюю модификацию Firefox. Также его принято считать наиболее функциональным. Самым быстрым - Opera. Самым "адекватным" - Safari. Безусловным антигероем является безусловный лидер рынка IE.

Что же касается Google Chrome, то следует дождаться окончания его тестирования. Но уже сейчас можно сказать, что этот браузер будет очень быстрым. И интерфейс у него будет "всенародным". Вполне возможно, что и безопасность у него будет на высоте. Что же касается обозримой победы над IE, то и она вполне возможна, поскольку в современном обществе очень многое решает сила бренда. А он, как было сказано выше, существенно опережает по популярности постаревший и подуставший, как и сам Билл Гейтс, бренд Microsoft.

nbsp;RIN 2000-