Российская Информационная Сеть
15 сентября, 14:02

В России набирает обороты бизнес по изданию аудиокниг

В России набирает обороты бизнес по изданию аудиокниг Самая читающая страна в мире в недалёком будущем может превратиться и в самую слушающую. И хотя пока до мировых показателей российскому рынку далеко, спрос на аудиокнигу в нашей стране с каждым годом растёт.

В первую очередь это связано с распространением в России персональных компьютеров, а также увеличением количества автомобилей на душу населения - многие россияне слушают, стоя в пробке, не программы популярных диджеев, а классиков русской литературы или современных авторов. Что сегодня представляет собой рынок аудиокниги в России, выяснял корреспондент "Нашей Версии".

Считается, что около 10% людей предпочитают не читать с листа, а слушать. Соответственно для этой аудитории аудиокнига - оптимальный вариант знакомства с литературой. На руку распространению звуковых романов и активное развитие рынка аудиотехники, воспроизводящей mp3-формат. Крошечные плееры, способные вместить большой объём информации, вполне доступны по цене многим россиянам. Так что вполне возможно, что немалая часть аудитории в ближайшее время с равным удовольствием будет слушать через наушники не только музыку, но и книги, которые им необходимо или хочется прочитать. Первые аудиокниги появились в России лет семь назад. А сегодня этот перспективный рынок оценивается в 17-18 млн. долларов. В ассортименте только московских магазинов более 4 тыс. наименований. Ежегодно объём продаж возрастает в среднем на 15%. Однако оборот всей книгоиздательской индустрии - порядка 1,5 млрд. долларов в год, то есть доля аудиокниг пока едва переваливает за 0,5%.

Между тем эксперты оценивают мировой рынок аудиокниги в 2,5-3 млрд. долларов в год. Это примерно 10% объёма продаваемой литературы вообще. Так что пока российский рынок находится в младенческом возрасте.

Тем не менее специалисты уверены, что интерес к аудиокниге будет постоянно расти. Так, в США звуковое чтиво уже отвоевало у печатной продукции около 30% рынка и продолжает своё наступление на печатные книги. В России рынок аудиокниг в России стартовал с "переиздания" записанной ещё в советские времена классики. В то время был весьма распространён жанр радиоспектаклей - их и стали перезаписывать на лазерные носители. Так как товар пользовался спросом, постепенно стали появляться и современные записи классической литературы. Правда, поначалу традиционные книжные издательства игнорировали аудиокниги. Было несколько крупных компаний, таких как "Ардис", "Сидиком", "Союз", "Империя звука", а также множество небольших фирм. Но пару лет назад ситуация изменилась.

"Фактором оценки рынка аудиокниг стало то, что одного из самых крупных игроков в этой нише, компанию "Сидиком", купило известное издательство "ЭКСМО", - говорит президент издательского дома "Союз" Владимир Воробьёв. - Стало понятно, что есть бизнес, который можно продать и купить, а это очень важная веха в становлении рынка". Сейчас аудиокниги выпускают помимо "ЭКСМО" такие книжные издательства, как "АСТ" и "Амфора". Все они недавно пришли на аудиорынок, но при этом являются достаточно активными игроками, поскольку ещё на стадии договора с автором они покупают у него и права на звуковую версию. "Кстати, - продолжает Воробьёв, - сами авторы тоже хотят, чтобы их произведения были записаны. Ведь почти каждый писатель мечтает, чтобы его детище было экранизировано, а аудиокнига - первый шаг на этом пути".

Впрочем, и компании, которые не связаны с традиционным книжным бизнесом, внакладе не остаются. Они делают акцент на классике, следовательно, экономят на отчислениях авторам. А, по данным книжного магазина "Москва", именно классика, прежде всего русская, как раз и пользуется наибольшим спросом. Так, "Двенадцать стульев" и рассказы Чехова за последние три года переиздавались компанией "Ардис" шесть раз, а "Мёртвые души" Гоголя - семь. А после выхода телесериалов повышенным спросом стабильно пользуются "Поэмы и стихи" Есенина, "Доктор Живаго" Пастернака и, конечно, "Мастер и Маргарита" Булгакова.

Кстати, почти каждая компания предлагает собственную аудиоверсию знаменитого романа Булгакова. Так, издательский дом "Союз" недавно выпустил "Мастера и Маргариту" на 14 дисках в упаковке, имитирующей переплёт ручной работы. "Мы записали книгу на компакт-диски, так как предполагали, что её будут слушать в дорогих машинах, магнитолы которых не поддерживают mp3. Запад недолюбливает этот формат из-за неидеального качества звука", - пояснил Воробьёв.

Впрочем, одной классикой и современными популярными авторами "звукоиздатели" не ограничиваются. Так, в 2006 году на своей ежегодной пресс-конференции тогдашний президент России Владимир Путин отметил, что аудиолитература - "очень хорошая форма" познания и что сам он слушает "Курс русской истории" Василия Ключевского. Покупатели среагировали мгновенно. Продажи аудиокниг с лекциями Ключевского резко поползли вверх, за два месяца был продан годовой тираж (1000 экземпляров), однако и сейчас, по версии интернет-магазина Ozon, Ключевский входит в первую десятку самых продаваемых аудиокниг. "Ключевский потянул за собой Карамзина и Соловьёва, их тоже стали покупать гораздо активнее, - рассказал руководитель студии книгозаписи "Ардис" Василий Лядов. - Лучше Путина нас никто не пиарил!"

Формы издания аудиокниг весьма разнообразны. Так, "классическое" звуковое чтиво, созданное по образу и подобию западного, это когда то или иное произведение читает один актёр без сокращений и музыкального сопровождения. Считается, что автор и так всё сказал своим текстом и любые дополнения расставят акценты, которые могут оказаться неправильными. Например, музыка может привлечь внимание совсем не к тому эпизоду, к которому хотел бы писатель.

Современные же российские аудиокниги это, как правило, постановки. При такой записи присутствуют не только несколько чтецов, но ещё режиссёр и сценарист. Но последние зачастую по-своему трактуют книгу, а порой и вовсе сокращают её по своему усмотрению. Яркий пример - "переизданный" недавно роман Джека Лондона "Мартин Иден" в постановке Анатолия Эфроса, выпущенный ещё в 1980 году фирмой "Мелодия". Книга из более 300 страниц превратилась в 45-минутный спектакль. От авторского текста почти ничего не осталось. "Мы, например, делаем сейчас спектакли, но по полной книге, - утверждает Владимир Воробьёв. - Не искажая текст, прописываем сюжетные линии голосами, то есть делаем спектакль, максимально приближенный к авторскому тексту. Но, конечно, это гораздо дороже по затратам".

Пользуется популярностью у россиян, как говорят сами издатели, и авторское чтение. Но этот вид аудиокниг как раз редкость, так как не все писатели соглашаются заняться этим не самым простым делом. Кроме того, отнюдь не все авторы - хорошие чтецы.

Соответственно разнятся и затраты на создание аудиокниги. В первую очередь её стоимость зависит от качественной звукозаписи. Себестоимость зависит и от того, кто именно привлечён к работе. Самые дешёвые чтецы - студенты театральных вузов: их работа оценивается примерно в 50 долларов в час. Малоизвестные профессиональные артисты стоят в три раза дороже, а если на проект приглашают звёзд, то их оплата может стоить издателям как минимум 500 долларов в час.

"Когда мы записывали "Последний дозор" Сергея Лукьяненко, то в качестве чтеца у нас работал Константин Хабенский, - рассказала "Нашей Версии" руководитель компании "Аудиокнига" издательской группы "АСТ" Татьяна Плюта. - Конечно, гонорар его был ниже, чем в кино, но выше, чем у малоизвестных актёров. Но такие проекты осуществляются лишь изредка - для актёров это проще, чем играть в кино, но куда менее прибыльно". При этом начитывать книги дано далеко не всем. Это относится в первую очередь к театральным артистам. Многие известные актёры, не видя публики, без контакта со зрительным залом просто теряют интерес к работе, и в итоге получается халтура. Но есть и такие мэтры, слушать которых - одно удовольствие! В первую очередь это касается Михаила Козакова, Вениамина Смехова, Сергея Юрского, Евгения Миронова и Эммануила Виторгана.

"Если нанимать только самых дорогих чтецов, можно и разориться, - говорит Василий Лядов. - Да и, если честно, раскрученный голос - это, конечно, замечательно, но не самое главное. Книжный магазин не театр, человек идёт на автора, а не на актёра". Тем не менее и у чтецов есть свои поклонники. Так, актёр Малого театра Александр Клюквин очень известен в среде любителей аудиокниг и имеет своих фанатов, которые специально покупают книги, которые записаны его голосом.

Помимо затрат на оплату труда актёра себестоимость одного диска определяют и другие факторы. Например, если есть музыкальное сопровождение, то гонорар положен и композитору. Не стоит забывать и о тратах на звукозаписывающую студию, час эксплуатации которой стоит в среднем 150 долларов.

Ещё одна статья расходов - гонорар автору, в том случае если речь идёт о современных писателях. "Никаких поблажек здесь не существует, аванс мы платим такой же, как и за печатную книгу, - говорит Плюта. - Роялти, конечно, меньше, но ведь и тиражи несопоставимы. И если успевшие до начала аудиокнижного бума издатели прописывали в контрактах условием возможность переносить текст на любые другие носители, то сейчас это сложнее - писатели изучают каждую запятую в контракте. Впрочем, у нас пока ещё авторы не прописывают отдельные контракты на каждый формат издания, как это делается за рубежом".

В итоге один проект, сделанный качественно, с саундтреком и голосами нескольких актёров, обходится издателям в сумму, превышающую 10 тыс. долларов. Так что прибыль "аудиоиздателей" пока не слишком велика. Но поскольку в ближайшее время прогнозируется рост интереса к аудиокниге, то и этот вид бизнеса станет не менее прибыльным, чем традиционное книгоиздание.

Мария Ческис

nbsp;RIN 2000-