Российская Информационная Сеть
23 сентября, 18:26

Российско-грузинский кризис: эффект бумеранга

Российско-грузинский кризис: эффект бумеранга Создается впечатление, что кульминация российско-грузинского кризиса осталась позади. Пришел час подводить настоящие итоги.

России благодаря ее изначально твердой позиции благоволила удача по крайней мере на одном участке `фронта` - на Украине. И действительно в Киеве вырабатывается весьма широкий консенсус в пользу отсрочки на неопределенный срок вступления страны в НАТО. Безусловно, нужно отметить, что, согласно опросам общественного мнения, доверие к главному стороннику политико-военного альянса с Западом президенту Ющенко сильно подорвано. Интересно, что произошло это почти в то же время, когда он практически вновь обрел прежнее лицо, обезображенное в результате неудачной попытки отравления.

Смена курса его премьер-министра и союзника по `оранжевой революции` Юлии Тимошенко уже позволяет предугадать расклад сил на будущих всеобщих выборах и создание коалиции БЮТ и Партии Регионов, которую поддерживает большинство русскоязычного электората Донбасса, Крыма и Одессы. С возвращением к власти представителей так называемых неукраинских меньшинств Москва получает право контроля, если не вето, в отношении всех решений, принимаемых правительством Украины. Поскольку французская и немецкая дипломатии высказались против столь дестабилизующего маневра, как принятие Украины и Грузии в НАТО, некоторые могут решить, что команда Путина одержала оглушительную победу.

Однако за одним железнодорожным составом может скрываться другой: ситуация на Украине улучшается - но она уже развивалась этом направлении и до грузинского кризиса, - зато отношения России с бывшими советскими республиками существенно ухудшились.

Судите сами: даже ужасный независимый белорусский сатрап Лукашенко самым неожиданным образом начал делать шаги по сближению с Польшей и странами Балтии, надеясь найти там защиту от российским амбиций. Путинская дипломатия затратила много сил надежде создать вместе с Китаем и центральноазиатскими республиками альтернативную НАТО организацию, так называемую `Шанхайскую группу`. Однако эта шаткая организация разлетелась на мелкие осколки из-за демонстративного и громогласного отказа Китая проявить хотя бы в малейшей степени солидарность с Москвой. Безусловно, в этой позиции прослеживается очевидная юридическая составляющая: Китай не может поддерживать изменения - пусть даже символические - в юридическом статусе некоторых территорий, в противном случае он надолго ослабит свою непреклонную позицию в отношении Тибета и Тайваня. Однако раздражение Китая вызвано не только этими соображениями: теперь, когда успех Олимпиады остался позади, а над мировой экономикой сгущаются тучи, Китай ни в коей мере не хочет логики `холодной войны`, чьим первым проявлением может стать возведение новых протекционистских барьеров Конгрессом США с демократическим большинством. Если Россия полагает, что благодаря своим позициям на рынке углеводородов, она вольна проводить независимую политику, то Китай не может позволить себе такую роскошь, учитывая, что его экономический рост прежде всего основан на побочном действии экспортных поставок, в частности в США.

Однако существует еще один элемент, который должен вызвать беспокойство у российского правительства: массированный - хотя и не организованный - вывод из страны денег инвесторами, которые в последние годы начали покупать российские акции на Московской бирже. Экономика советского типа не сильно зависит от этих финансовых потоков, зато позиции главных `олигархических` предприятий от этого уже пострадали. Тут даже не нужно будет вводить много санкций: американского кризиса и его влияния на Европу будет более чем достаточно, чтобы сократить объем инвестиций западных капиталистов в регион, который теперь относится к группе высокого риска.

Вполне вероятно, что за победу, которой можно было достичь и менее грубыми методами, просто ведя тонкую игру с украинскими политическими партиями, Россия заплатила слишком высокую цену в том, что касается надежности ее альянсов и привлекательности ее экономики. Даже если предположить, что мировой финансовый кризис долго не продлится, общий спад приведет к еще более быстрому снижению цены за баррель нефти. Россия же в настоящий момент экспортирует только сырье и ряд вооружений в нефтяные страны и Китай.

И в скором времени страны Европы, даже не прибегая к враждебным действиям, столкнутся с более сговорчивой и менее самоуверенной Россией. Именно в этот момент Европа должна приложить максимум усилий, чтобы не поддаться абсурдному искушению взять на вооружение стратегию, которую использовала в последние месяцы Россия. На первый взгляд Западу представится удобная возможность поквитаться с громилой, который нагнал страху на всю планету. На самом же деле речь идет скорее об оптимальной возможности провести переговоры с Россией о путях выхода из кризиса и о союзе с Западом - главным образом при посредничестве ЕС, - который незамедлительно стабилизирует большую часть мира.

nbsp;RIN 2000-