Российская Информационная Сеть
26 сентября, 10:43

Запад совершил много ошибочных шагов в отношении России

Запад совершил много ошибочных шагов в отношении России Россия по-прежнему партнер Запада, или она вновь стала его врагом? Этот вопрос не дает покоя правительствам во всем мире. Сторонники же возрождения советской империи после молниеносной победы в Грузии находятся в большом фаворе в Кремле.

В среду 17 сентября паника охватила страну Путина. Утром курс акций на бирже упал так стремительно, что через час котировки пришлось приостановить. После обеда многие крупные банки заявили о дефиците наличности. В конце дня обрушение грозило всей финансовой системе России.

В эту черную среду по крайне мере один человек лучился радостью. Имя его - Михаил Леонтьев. Он давно уже ждал этого масштабного -исторического - кризиса, надеялся, что он произойдет. По его мнению, наконец-то наступил `момент истины`: час `большой стирки`, в котором нуждается Россия, чтобы `порвать наконец-то с Западом`. Кто он такой, этот Михаил Леонтьев? Никому не известный экстремист? Вовсе нет. Этот пятидесятилетний мужчина - плохо выбритый, в джинсах и футболке - самый известный российский политический комментатор. Каждый вечер на первом государственном телеканале (ОРТ) он вот уже на протяжении десяти лет озвучивает самые радикальные послания Кремля десяткам миллионам телезрителей. `Я - один из пропагандистов режима. Я - часть властной команды`, - утверждает он.

Так почему же он так счастлив в эту черную среду? Почему тот факт, что курс российских акций упал с мая на 60%, наполняет его сердце радостью? Почему отток иностранного капитала вселяет в него надежду? В своем прокуренном кабинете в здании, где располагается журнал `Профиль`, который он возглавляет, Леонтьев объясняет возбужденным голосом: `Теперь можно не сомневаться: вестернизации России не будет. Ведь за несколько недель все стало ясно: наши беды - финансовый кризис и агрессия Грузии - проистекают от Соединенных Штатов. Наши руководители сделают из этого правильные выводы и перейдут Рубикон`. Что он имеет в виду? `Мы наконец-то будем рассчитывать на свои собственные силы, резервы, на наш газ, наше оружие, наше государство. Наконец-то мы, лишенные комплексов, будем опираться на наших истинных друзей, тех, что были у нас в советские времена. И шаг за шагом мы воссоздадим нашу империю`.

Прав ли ультранационалист Леонтьев? Действительно ли российские власти сегодня подумывают о том, чтобы порвать с Западом и действовать на международной арене в одиночку? Еще несколько месяцев назад ответ на этот вопрос вроде был ясен: `либерал` Медведев назначен главой государства, а значит клан `ястребов` проиграл битву за власть. Однако произошло 8 августа, как говорят в Москве `8/8` - война против Грузии. После молниеносной победы российской армии над дружественной Вашингтону страной все изменилось. Страну охватила националистическая и антизападная лихорадка. На этой давно уже подготовленной волне Кремль решил нарушить международное право и бросить вызов американцам и европейцам: российская армия оккупировала часть территории Грузии, а Москва признала независимость двух сепаратистских регионов. И ей настолько удался ее демарш, что на повестке дня вновь возник вопрос: Россия по-прежнему партнер Запада, или она опять стала его врагом?

Полемика ведется и российским политическим классом и западной дипломатией. 18 сентября Кондолиза Райс выступила с пространной (и фундаментальной) речью в Фонде Маршалла. Она изложила опасения США, которые разделяют большинство правительств европейских стран: `Нападение на Грузию со всей ясностью продемонстрировало курс, которым следует российское руководство, и поставило нас и весь мир перед критическим для России моментом`. После этих заявлений Путин и Медведев попытались утихомирить страсти. `Россия не выбирает конфронтацию`, - сказал премьер-министр. `Нет никакой изоляции, и Россия к изоляции не стремится, и фактически изоляция недостижима`, - заявил президент России. Стоит ли им верить? И имеет ли под собой основания теория Леонтьева?

Чтобы понять, что замышляется за стенами Кремля, мы поговорили с Константином Косачевым. Он там свой человек. Депутат `Единой России`, партии власти, а главное - председатель комитета Государственной Думы (российской Национальной ассамблеи) по международным делам. В этом качестве он присутствует даже на самых закрытых совещаниях. И вот что поведал нам на превосходном английском этот искушенный дипломат, на чьем лице красуются усы и очки в позолоченной оправе: `В высших властных кругах многие высокопоставленные чиновники действительно считают, что Россия должна изолироваться, рассчитывать только на свои ресурсы. Они полагают, что благодаря выручке от продажи нефти, газа, оружия, мы ни в ком не нуждаемся. И эти люди с каждым днем становятся многочисленнее и могущественнее`.

Почему? `Потому что они охвачены победной эйфорией, - продолжает Константин Косачев. - А также из-за того, что Запад совершил много ошибочных шагов в отношении России: Косово, противоракетный щит, расширение НАТО, безоговорочная поддержка Саакашвили. . . Запад так постарался, что теперь прозападно настроенные люди, которые, как я считают, что изоляция - самоубийственный путь, что модернизация России необходима и без Запада невозможна, так вот теперь этой группе людей стало очень трудно заставить себя услышать`.

По мнению Константина Косачева `ястребы` сейчас в фаворе, недавние маневры в Южной Америке его слова вроде бы подтверждают. Косачев также считает, что Кремль, раздираемый между кланами, пока еще не решил, какой курс выбрать. С ним не согласен один высокопоставленный российский чиновник, который согласился встретиться с нами, но пожелал остаться анонимным. По его словам, Путин уже все решил. `Однажды, - рассказал этот чиновник, - я присутствовал на совещании, проходившем под председательством Путина. Он сказал нам приблизительно следующее: `Вот какие выводы я сделал из истории с Грузией: сегодня мы можем заставить Запад покориться нашей воле и навязать ему наши правила игры. Еще никогда не было такого благоприятного момента. Америка увязла в Ираке и Афганистане, ее имидж в мире - хуже некуда. Поэтому мы можем противоречить США безо всякого риска. Европа же настолько разобщена, настолько погрязла в своих внутренних проблемах, настолько зависит от нашего газа, настолько стремится на наши рынки, что проглотит все что угодно, примет любой новый совершившийся факт на континенте`.

Этот чиновник полагает, что антиамериканизм стал альфой и омегой пропаганды Кремля. Доказательство: 11 сентября с.г. по первому телеканалу (тому самому, где священнодействует Михаил Леонтьев) в прайм-тайм шел `ревизионистский` документальный фильм о терактах в Нью-Йорке. Цель кампании? Мобилизовать российское общественное мнение, завоевать симпатии части европейской элиты и, главным образом, `ослабить проамериканские силы в ближнем зарубежье, то есть в бывшем СССР`. По словам этого чиновника, который работает в самом сердце системы, цель Путина очевидна: он хочет установить российский протекторат надо всеми бывшими советскими республиками, включая и те, что тяготеют к Вашингтону. `Как и многие в России, - сказал он, - Путин считает, что Москва обладает историческим правом на эти территории. Он понимает, что русские окончательно потеряли страны Балтии, которые входят в ЕС и НАТО. Но в отношении остальных стран еще ничего не потеряно, главное - подготовить почву и дожидаться следующей возможности, которая, не исключено, скоро представится в Крыму`. По словам нашего собеседника, оппортунистически настроенный Путин считает, что нынешняя геополитическая ситуация дает исторический шанс воссоздать некое подобие осовремененного СССР. `Он ищет форму, - объяснил чиновник. - Скоро будет создан союз между Россией, Белоруссией, Абхазией и Южной Осетией. Это может стать отправной точкой. Потом существует же военный альянс с Казахстаном, Узбекистаном, Белоруссией, Арменией и Таджикистаном. Путин хочет его развивать, расширять, превратить его в противовес НАТО`.

Все эти планы, считает этот чиновник, обречены на неудачу. `В лучшем случае это будет Лего-империя, - говорит он. - В военный бюджет придется вливать колоссальные суммы. А что мы будем делать, если в Узбекистане начнется гражданская война? Введем войска? Это будет кошмар`.

Однако, по крайней мере, на ближнюю перспективу, восторженный Михаил Леонтьев может оказаться прав: возможно, час конфронтации пробил. Осталось только дать отмашку. Последует ли российское общественное мнение за режимом, если тот пустится в неоимпериалистическую и антиамериканскую авантюру, которая, как кажется, является уже делом решенным? Тут мнения расходятся. Бывший заместитель министра иностранных дел Анатолий Адамишин возглавляет в Москве Ассоциацию евроатлантического сотрудничества, которая выступает за улучшение отношений между Россией и Западом. Он говорит: `Мои соотечественники настроены против американцев, это правда. Но мне кажется, что в конечном итоге, они не согласятся вернуться во времена `холодной войны``. Кремлевский советник по связям с общественностью, или как говорят в Москве пиарщик, настроен куда менее оптимистично. Он сказал: `Мы обрабатываем общественное мнение всевозможными способами уже столько лет, что, поверьте мне, оно согласится на все что угодно`.

nbsp;RIN 2000-