Российская Информационная Сеть
27 сентября, 18:31

Дети глупеют от гримас психологов

Дети глупеют от гримас психологов Давно замечено, что обыграть годовалого ребёнка в напёрстки на удивление легко - даже если играть "в открытую".

Причина не в глупости или недоразвитости кратковременной памяти, а во внимании, которое ребёнок обращает на выражение лица психолога-экспериментатора.

Стереотипное поведение детей оказалось вовсе не стереотипным. Йозеф Топаль и его коллеги заинтересовались персеверативным эффектом, описанным еще полвека назад, но до сих пор не получившим достойного объяснения. Если ребенку 8-12 месяцев показать игрушку и спрятать её под колпачок А, а затем на его глазах перепрятать под колпачок Б, то тянуться он будет все равно к первому колпачку. Но если попытаться заняться таким "обманом" с ребенком постарше, то у вас ничего не выйдет.

Самая распространенная гипотеза, объясняющая этот феномен, - недоразвитие кратковременной памяти. Маленькие дети справляются с непосредственными тестами на память, хотя и хуже взрослых, но никак не хуже других представителей животного мира, которых такой игрой в наперстки не проведешь.

Топаль предположил, что дело вовсе не в особенности восприятия окружающего мира и объектов, а в слишком большой роли самого экспериментатора.

Тем более, что невербальному контакту ребенка со взрослыми в последнее время уделяется все больше внимания. Соответствующие эксперименты хотя и не отличались особой сложностью, зато дали потрясающие результаты.

Ученые разделили всех младенцев 8-10 месяцев на три группы по 14 человек. Затем с каждым из малышей сыграли в "два наперстка" по вышеописанной схеме, но с небольшими различиями.

В первой группе экспериментатор активно общался с ребенком, всячески улыбаясь, подмигивая и разговаривая. Во второй девушка-воспитатель сидела вполоборота к малышу - так, чтобы он не видел выражения её лица. И, наконец, в третьей все манипуляции выполняло "страшно симпатичное привидение", то есть колпачки сами летали над столом, а малыш, как настоящий зритель кукольного спектакля, даже не представлял себе, что всем этим управляют люди.

Оказалось, что гримасы ученых играют ключевую роль.
Количество "ошибившихся" в выборе колпачка детей в первой группе не отличалось от результатов, описываемых психологами уже как полвека, а вот в двух других доля таких "неудачников" оказалась в два раза меньше. То есть детей смущает не сам факт присутствия другого человека, а именно его ужимки и попытки наладить контакт.

Так что роль невербального общения у маленьких детей не настолько мала, кроме того, публикация в Science ещё раз подтвердила, что малыши не глупы, а просто воспринимают информацию иначе, не говоря уже об акцентах этого самого восприятия. Для того, чтобы обмануть ребенка нехитрым фокусом, даже взрослого ума много не надо.

Петр Смирнов

nbsp;RIN 2000-