Российская Информационная Сеть
29 сентября, 09:50

Ющенко и Тимошенко не могут "поделить" Черноморский флот РФ

Ющенко и Тимошенко не могут "поделить" Черноморский флот РФ Виктору Ющенко и Юлии Тимошенко никак не удается `севастопольский вальс`: президент и премьер постоянно наступают друг другу на ноги.

А при отсутствии слаженных действий высшего политического руководства страны Киев не имеет возможности полноценно реализовывать свою политику по отношению к находящемуся на территории Украины Черноморскому флоту РФ. Например, глава государства своими указами ужесточает порядок пересечения украинской границы кораблями ЧФ России и передвижения российских подразделений по украинской территории. А глава правительства публично не разделяет эти действия президента.

Представители окружения Тимошенко говорят о том, что позиция премьера связана с ее намерениями договориться уже в ближайшее время с россиянами об условиях поставок и цене российского газа в Украину в 2009 году и подписать долгосрочное соглашение. Дескать, порядок наводить надо, но зачем лишний раз раздражать россиян при отсутствии решения газовой проблемы? Оппоненты главы правительства видят в нынешней ее позиции по российскому Черноморскому флоту стремление продемонстрировать лояльность Кремлю и тем самым получить поддержку Москвы на предстоящих президентских выборах.

Но какими бы мотивами ни руководствовалась Юлия Тимошенко, она также не намерена прислушиваться и к пожеланию президента выплатить России в следующем году остаток украинского долга, поставить вопрос о получении прямых платежей за аренду и определить размер арендной платы за пребывание ЧФ РФ в Севастополе, адекватной существующей сейчас на мировом рынке. Главу правительства не привлекает даже то, что, отдав россиянам сегодня миллиард долларов, завтра Украина может получить в несколько раз больше и направить эти деньги на развитие Севастополя и социальные выплаты.

Как свидетельствует ответ Юлии Тимошенко на депутатский запрос Юрия Костенко относительно изменения условий пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, `досрочное погашение долга не предусмотрено соглашением, которое действует до полного выполнения сторонами обязательств, которые выплывают из его положений`. Кроме того, говорится далее в документе, датированном девятым сентября, `в государственном бюджете Украины на 2008 год не предусмотрены средства для досрочного погашения этой задолженности. К тому же для расчетов новой арендной платы и перехода на прямые платежи необходимо, прежде всего, провести инвентаризацию земельных участков и имущества, используемого Черноморским флотом Российской Федерации. В настоящее время инвентаризация не завершена`.

Для экспертов приведенная в этом документе аргументация выглядит несостоятельной, хотя с рядом приведенных утверждений можно согласиться. Для расчетов арендной платы действительно нужна инвентаризация всех земельных участков и объектов, используемых ЧФ России. Но сегодня этот процесс еще не завершен. Верно и то, что в госбюджете на 2008 год не были предусмотрены средства для досрочного погашения задолженности. Но их и не могло быть, поскольку до `ЗН` никому не приходило в голову посмотреть соглашение между правительствами Украины и РФ о взаиморасчетах, связанных с разделом ЧФ и пребывания российского флота на украинской территории.

Но сотрудникам аппарата премьер-министра, равно как и Юлии Владимировне, завизировавшей ответ парламентарию, не мешало бы еще раз внимательно прочитать текст подписанного в мае 1997 года соглашения. Ведь еще в середине июля `ЗН`, опубликовав на своем сайте текст соглашения, обращала внимание украинских чиновников на статьи документа, дающие Украине юридические основания ставить перед россиянами вопрос о формировании и увеличении арендной платы (Валентина Самар, `Прося у нищего на хлеб, богатым подаем на бедность`, N 26 от 12-18 июля 2008 года).

Специально для членов правительства повторим еще раз: во-первых, статья 1 соглашения обязывала выплатить украинскую задолженность до конца 2007 года. Во-вторых, как сказано в статье 2, `после погашения Украиной государственного долга перед Российской Федерацией арендная плата осуществляется российской стороной прямыми платежами`. Надеемся, что эта информация не пройдет мимо внимания чиновников, тем более что правительство поручило министерствам иностранных дел, финансов, экономики, юстиции и другим ведомствам изучить возможность досрочного погашения долга перед Россией в размере 1192,355 млн. долл.

Пока же в проекте государственного бюджета на 2009 год правительство не предусматривает средства на погашение долга Украины перед Россией. Это, равно как и углубляющийся конфликт между Ющенко и Тимошенко, дает Кремлю основания полагать, что заявленное президентом намерение выплатить России остаток украинского долга и поставить вопрос о получении прямых платежей за аренду - блеф. А раз так, то не стоит серьезно воспринимать и слова украинских дипломатов о том, что уже сейчас необходимо обсуждать этот вопрос.

Зато российские представители хоть сегодня готовы вести переговоры об условиях пребывания ЧФ России в Украине после 2017 года. Они даже забрасывают пробные шары, пытаясь в очередной раз узнать реакцию Киева. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков на днях заявил, что Россия может представить украинской стороне комплекс предложений, которые позволили бы Черноморскому флоту оставаться в Севастополе после 2017 года: `Для этого мы можем представить комплекс предложений, которые были бы выгодны обеим странам и касались как арендной платы за базу в Севастополе, так и развития социальной инфраструктуры, сотрудничества в сфере оборонно-промышленного комплекса, судостроения и других областях`.

Однако официальный Киев в принципе отвергает разговор о продлении сроков аренды Россией военно-морской базы, готовясь уже сегодня к переговорам о графике и этапах вывода российских подразделений с украинской территории. И здесь главный аргумент украинцев: наличие на территории Украины иностранной военно-морской базы противоречит Конституции, а двустороннее соглашение предусматривает пребывание российских военных подразделений до 2017 года. Напомним, что в апреле украинские дипломаты передали своим российским коллегам проект меморандума о подготовке к выводу российского ЧФ с украинской территории. Этот документ вызвал у россиян крайне негативную реакцию: в Москве посчитали, что Киев `испортил атмосферу переговорного процесса`. Можно подумать, что речь идет о `Газпроме`...

Конечно, после того как украинцы выплатят весь долг и поставят вопрос об увеличении арендной платы за использование Черноморским флотом земельных участков, акватории и объектов, россияне могут отказаться обсуждать этот вопрос. И фактически бесплатно находиться на территории Украины до 2017 года и далее. Поэтому некоторые украинские чиновники говорят: а что мы можем здесь сделать?

А что мы будем делать после 2017 года? Может быть, стоит сейчас прорепетировать наше поведение после 2017-го и, при такой серьезной юридически обоснованной позиции, добиться от россиян рыночной оплаты занимаемых объектов и участков земли? Или же мы будем расписываться в своей несостоятельности это сделать?

Между тем, ситуация с досрочным погашением долга перед Россией более выигрышна для Киева, нежели для Москвы. Ведь после грузинско-российского конфликта Россия чувствительна к своему международному имиджу. И Москва заинтересована, чтобы ЧФ РФ в Украине выглядел бы как цивилизованный арендатор, а не как агрессор. Однако столь решительные действия Киева по защите интересов жителей Севастополя и других населенных пунктов АРК, фактически ничего не получающих от пребывания российского флота, предусматривают наличие у высшего политического руководства Украины единой позиции в отношении российского Черноморского флота. Но у руководства страны отсутствует политическая воля в защите национальных интересов страны. И это серьезно затрудняет ведение переговоров с россиянами по ЧФ России, газу, антидемпинговым расследованиям и т.д.

Например, в минувший четверг в Киеве прошли украинско-российские консультации, посвященные вопросам временного пребывания ЧФ России. На них украинские и российские дипломаты в основном обсуждали два вопроса. Первый - соглашение о действиях ЧФ РФ во время кризисных ситуаций, актуальность которого продемонстрировал грузино-российский конфликт. Второй - необходимость выполнения россиянами указов президента, регламентирующих пересечение украинской границы кораблями Черноморского флота России и передвижение российских подразделений по украинской территории. Как показали переговоры, если по первому вопросу россияне еще готовы к обсуждению, то по второму прогресса не видно: в Москве пока не намерены выполнять нормы украинского законодательства и положения базовых соглашений по ЧФ России. А то, что украинский премьер не согласна с указами президента и называет его действия `безответственными`, только усиливает у россиян чувство безнаказанности и вседозволенности.

nbsp;RIN 2000-