9 октября, 11:19

Научные фальшивки: овечка Долли - не клон

Научные фальшивки: овечка Долли - не клон Автор научной сенсации 1998 года шотландский ученый Йен Вилмут из Рослинского института признал под напором оппонентов, что при проведении эксперимента могла быть допущена ошибка, о чем десять лет назад предупреждали некоторые ученые, но не были услышаны.

В январе 1998 года во влиятельном научном журнале Science появилась статья, в которой известные ученые обвинили Вилмута в фальсификации и подтасовке результатов эксперимента. Трем лабораториям не удалось повторить опыты Вилмута, хотя они и воспользовались опубликованной им методикой.

Уникальность опыта шотландцев состоит в том, что для клонирования они использовали клетки не зародыша (из зародышевых клеток клонируют животных уже более 20 лет), а взрослой особи, умершей за три года до опыта. Причем Вилмут не учел, что в крови некоторых животных, в том числе овец, во время беременности встречаются зародышевые клетки, которые и могли попасться исследователям при заборе клеток. А овца, у которой брали клетки для создания Долли, была в тот момент как раз беременна.

- Мы совершенно упустили из виду это обстоятельство, - признался ученый.

Пилтдаунский призрак: череп человека, челюсть обезьяны

Самой знаменитой научной фальшивкой ХХ века называют Пилтдаунского человека, которого долгое время считали "недостающим звеном эволюции" - то есть переходной стадией от обезьяны к человеку. В 1912 году любитель-коллекционер окаменелостей Чарлз Досон объявил, что нашел в заброшенной каменоломне в Пилтдауне (побережье Сассекс в Англии) череп первобытного человека. Никто из ученых не усомнился в подлинности находки, и ей дали название Eoanthropus dawsoni (буквально: "предрассветный человек Досона").

- На самом же деле это была подделка, - уверен биолог-эволюционист, профессор Гарвардского университета Стивен Дж. Гулд. - Досон сложил вместе человеческий череп и челюсть обезьяны, орангутанга. Он обломал кости черепа, чтобы скрыть их очевидную несостыковку с челюстью, подпилил обезьяньи клыки и придал костям вид древней окаменелости.

Абракадабра Фестского диска

Памятник письменности Фестский диск, таинственные знаки которого на протяжении ХХ столетия пытались разгадать историки, тоже оказался подделкой. Авторитетный эксперт в области древнего искусства Джером Эйзенберг заявил, что диск, якобы найденный на острове Крит в 1908 году археологом Луиджи Пернье, и текст на нем не являются реликвией 1700 года до нашей эры. Разоблачение вышло случайно. Оценивая стоимость данной находки для Государственного казначейства США и музея, Эйзенберг заметил историческую нестыковку:

- Этот терракотовый диск имеет аккуратно обрезанные края, - объясняет эксперт. - Однако во 2-м тысячелетии до нашей эры нельзя было так идеально обжечь предмет. Минойские глиняные плиты обжигались как получится. Пернье, изготавливая фальшивку, об этом просто не подумал.

А вот критик не подумал: может, новой технологии обжига археолога научили инопланетяне?

***

Сегодня в качестве разоблачителя научных мифов, которые долгое время считались непоколебимыми, выступал доктор медицины и ученый, преподаватель-клицинист Кембриджского университета (Великобритания) Крис СМИТ и другие научные светила.