Российская Информационная Сеть
10 октября, 11:14

Упавшему в Перми "Боингу" оставался месяц до списания в утиль

Упавшему в Перми "Боингу" оставался месяц до списания в утиль Через несколько дней после катастрофы "Боинга-737" под Пермью (ЧП случилось 14 сентября) в Интернете появилась распечатка одного из "черных ящиков" погибшего самолета.

Наши эксперты предположили тогда, что это вполне могла быть и фальшивка, а официальные лица, как всегда, отмалчивались. Но сейчас стало известно, что расшифровка "черного ящика", опубликованная нами (см. "КП" от 26 сентября с. г.), все-таки подлинная. Идентичную распечатку переговоров экипажа с землей привезли в Москву американские юристы.

Ведь самолет, выполнявший рейс СУ82, на самом деле принадлежал США. Истинный владелец - предположительно американская фирма PINEWATCH LIMITED, а у авиакомпании "Аэрофлот-Норд" "Боинг" находился в лизинге. Самолету было 16 лет. Как заявили в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, это предельный срок для полетов подобных лайнеров. Сегодня, 10 октября, должны были прекратить эксплуатацию. В США такие отлетавшие свое самолеты, как правило, отправляют в утиль.

Известный адвокат Игорь Трунов, который представляет интересы родственников жертв авиакатастрофы, рассказал, почему заокеанские адвокаты так заинтересованы в правде о том, почему погиб "Боинг".

Самолет американский - отвечать будут его хозяева, а в США в отличие от нас суммы исков и страховых выплат нередко составляют миллионы долларов. Крупные юридические корпорации мгновенно отреагировали на ЧП под Пермью. С родственниками погибших они готовы работать под результат. То есть иметь процент от судебного выигрыша.

- Игорь Леонидович! Вопрос, конечно, грубоватый, но существенный - близких уже не вернешь, но на какие компенсации могут рассчитывать в итоге родственники жертв катастрофы?

- Так как компания американская, то и материальные выплаты должны быть значительными. Помните историю с катастрофой Аэробуса-310 в Иркутске летом 2006-го? Там тоже выплыло, что самолет принадлежал иностранцам. В результате суммы выплат доходили до сотен тысяч долларов. Россия же так до сих пор и не подписала Монреальский договор о безопасности полетов, в который вошли 52 страны. По тем правилам минимум обязательного страхования составляет 9 миллионов 770 тысяч рублей.

- Из документов американских юристов видно, что и упавший "Боинг" доживал в России последние денечки...

- Действительно, лайнер прибыл в Россию из Китая (там он отлетал почти 15 лет) уже на последнем издыхании. В аренду его взяли 28 июля 2008 года. Летать оставалось меньше трех месяцев. В ходе беседы с американцами вдобавок выяснилось, что этот "Боинг" делали вообще под Европу. Но в Европе самолет эксплуатировали меньше года и почти сразу отдали в Китай. Летали на нем при более высокой влажности, чем положено по европейским стандартам, и это тоже существенно - в более сложных условиях быстрее выходят из строя топливная система, гидравлика и электрооборудование. Это не секретная информация, что у "Боинга" не работала система предотвращения сближения с другими самолетами в воздухе, был неисправен автомат тяги, включающийся в режиме автопилота. В нашей стране такие поломки считаются ерундовыми! Но именно их совокупность, вероятнее всего, и привела к катастрофе.

- То есть в катастрофе в Перми пресловутый человеческий фактор был не главным?

- Есть еще один нюанс: все пилоты, летающие на "Боингах", по американским законам должны проходить переподготовку конкретно в США, изучать там специфику полетов. Командир корабля Родион Медведев побывал на курсах переучивания на "Боинг-737" в Денвере в 2006 году. У второго пилота Рустема Аллабердина подтвержденных американской корочкой навыков вождения "Боинга" не было. К тому же оба погибших летчика долго работали на машинах, сконструированных по восточному образцу, а на Западе авиаэлектронные приборы устроены не как у нас. Там летчик по-другому видит положение самолета в воздухе относительно земли: он как бы видит все из кресла пилота, а у нас - со стороны. Эксперты уточняют: "В стрессовом состоянии пилот обычно выполняет привычные действия, которым он научился ранее во время полетов на старых (восточных) моделях". Так что подготовка летчиков в США оказалась недостаточной.

Наш эксперт по авиационной безопасности Виктор ТИМОШКИН подтвердил предварительные выводы адвоката:

- Я могу предположить, что главное в эти переговорах - как раз те двадцать - тридцать секунд, в которые что-то и случилось. Возможно, это связано с потерей пространственной ориентации. Как уже говорилось, на "Боинге" установлен прибор, который иначе показывает положение самолета в пространстве, чем на привычных нашим летчикам пассажирских "Ту". В результате пилоты перепутали, где лево, а где право. И когда самолет стал сваливаться влево, они, вместо того чтобы уводить его в другую сторону, только усугубили сваливание. Все это привело к тому, что самолет просто упал колом, неуправляемо.

nbsp;RIN 2000-