Российская Информационная Сеть
16 октября, 18:09

Трансатлантический раскол из-за России еще может произойти

Трансатлантический раскол из-за России еще может произойти У европейцев нет иллюзий относительно сущности российского режима. В Германии доля тех, кто озабочен российским авторитаризмом и тем, что он применяет энергетическое оружие, выше, чем в США.

Американская реакция на российское вторжение в Грузию была быстрой, жесткой и последовательной. В свою очередь, реакция Европы казалась нерешительной и далеко не единой. Общее впечатление позволило некоторым наблюдателям предсказать трансатлантический раскол между американскими `хладовоинами` и европейскими умиротворителями. Страхи перед распадом трансатлантического альянса преувеличены, но Вашингтону, Брюсселю и другим европейским столицам нужно согласовать свои стратегии действий в отношении все более напористой России.

Да, после начала войны в Грузии некоторые официальные лица США делали более воинственные заявления. `Сегодня все мы грузины`, - объявил в Тбилиси сенатор Джон Маккейн. Государственный секретарь Кондолиза Райс предупреждала, что Россия `вступает, возможно, необратимо, на путь добровольной изоляции и международной нерелевантности`, что вновь откладывает решение вопроса о присоединении страны к Всемирной торговой организации и Организации экономического сотрудничества и развития. Между тем, в Европе лидеры Италии и Германии призывают к продолжению взаимодействия с Россией.

Но в США все чаще раздаются умеренные или реалистичные голоса. А крайне критичные заявления звучат в Польше, Эстонии, Швеции, Великобритании и других европейских странах. Поскольку ЕС состоит из 27 суверенных государств, его внутренние разногласия более очевидны, чем разногласия, скажем, между государственным департаментом США и Белым домом.

Еще важнее то, что сравнивающие немедленную реакцию США с европейской упускают один момент. Администрация США открыто поддержала Тбилиси. ЕС не был готов столь явно занять чью-либо сторону. После августовского вторжения эта осторожность оправдалась, поскольку ЕС - в лице председательствующего в нем Николя Саркози - мог выступить в роли посредника. Тем эффективнее была посредническая роль ЕС, что его поддержала сердито ворчащая Америка. Американцам было проще занимать жесткую позицию и критиковать, потому что они могли положиться на ЕС как на переговорщика.

Тем не менее, трансатлантический раскол из-за России еще может произойти - особенно, если Москва в своих попытках усилить контроль над соседями не остановится на границах Южной Осетии, а выборы выиграет более воинственный Маккейн.

Имея гораздо более глубокие отношения с Россией, Европа всегда будет вести курс, отличный от американского. Объем торговли США с Россией невелик, и их непосредственные контакты ограничены. Американо-российские отношения являются стратегическими и ведутся на расстоянии вытянутой руки. ЕС получает более 40 процентов потребляемого газа и треть импортируемой нефти из России. Для России ЕС - самый крупный и прибыльный рынок. Протяженность общей границы составляет 2000 километров, и их общие соседи - это потенциально взрывоопасный регион. Российская элита ведет бизнес в Германии, владеет домами во Франции, а ее потомство учится в английских школах. Отношения между Европой и Россией - непосредственные, многоплановые и беспорядочные.

Поэтому, если напряженность в отношениях между Россией и Западом продолжит обостряться, то европейцы и американцы будут реагировать по-разному. Реакция США будет быстрой и сфокусированной на их военной силе в Евразии. ЕС будет бороться за сохранение единства, хотя он хорошо проявил себя на своем чрезвычайном саммите 1 сентября по вопросу Грузии. Он будет уделять основное внимание снижению зависимости от российских энергоносителей, установлению более прочных связей с Украиной, Молдавией и другими восточными соседями и усилению надзора над операциями "Газпрома" и других российских государственных компаний в Европе.

Тем не менее, есть сферы, в которых перед лицом все более агрессивной России необходимо трансатлантическое единство. Среди них - торговля, НАТО и глобальное правление.

Торговля: ЕС не угрожал заблокировать вступление России в ВТО. Он крайне заинтересован в том, чтобы Россия начала соблюдать международные правила торговли и подчинялась процедурам разрешения споров, действующим в ВТО. Он поступает разумно, отказываясь использовать уже ослабленную ВТО в политических целях. Более того, блокирование переговоров не приведет к существенным немедленным последствиям: вступление России все равно будет отложено из-за хаотичной торговой политики Москвы, отказа США отменять поправку Джексона-Вэника и вето со стороны таких членов ВТО, как Грузия и, возможно, Украина.

Да и без этого европейцы ни за что не пойдут на введение экономических санкций. ЕС не в состоянии заменить в обозримом будущем российские поставки энергоносителей чем-либо еще. Полностью сознавая, что эта зависимость взаимна, Москва следит за тем, чтобы в ее перепалках с Западом не поднимался энергетический вопрос. ЕС мог бы попытаться ограничить импорт российских неэнергетических товаров или не допускать российские инвестиции. Но в отсутствие мандата ООН такие шаги стали бы нарушением собственных правил ЕС по открытости и недискриминации. Большинство европейцев считает, что, чем более Россия интегрирована в мировую экономику, тем меньше вероятность ее превращения в озлобленную и агрессивную автократию.

НАТО: Многие американцы считают войну в Грузии достаточным основанием для скорейшего приема в НАТО Грузии и Украины. Большинство европейцев не столь уверено в правильности такого решения. Некоторые опасаются разозлить Россию. Но большинство указывает на явное отсутствие энтузиазма среди большинства украинских избирателей и политиков по поводу вступления в альянс. И их тревожит перспектива отправки солдат на защиту страны, которую возглавляет такой импульсивный лидер, как Михаил Саакашвили. Страны Центральной и Восточной Европы традиционно энергично поддерживают дальнейшее расширение НАТО. Теперь они опасаются, что решимость, воплощенная в Статье 5, может померкнуть. Польша и другие страны уже призывают к дополнительным гарантиям со стороны США, называя их `Статьей 5 плюс`.

Некоторые европейцы с большей симпатией относятся к идее панъевропейского форума по вопросам безопасности, но не в той форме, которая предложена президентом России Дмитрием Медведевым - это неприкрытая попытка внести раскол между Европой и США. Однако некий диалог необходим - по таким вопросам, как новые договоры об ограничении вооружений, другие `замороженные` конфликты в Восточной Европе (Приднестровье, Нагорный Карабах, возможно, Крым), Балканы и Черноморский регион или риски, связанные с милитаризацией Кавказа. Реальные шаги по присоединению Украины и Грузии к НАТО на декабрьском саммите могут привести к отказу России от любого подобного диалога.

Международные организации: Задолго до войны в Грузии сенатор Маккейн выступал за изгнание России из `большой восьмерки`. Эта идея созвучна с планом создания Лиги демократий, и от нее европейцам делается дурно. Они надеются, что Россия удовлетворит свою жажду уважения в мире посредством членства в глобальных клубах, а не игры военными мускулами. Большинство европейцев также убеждено в том, что самые насущные проблемы мира - изменение климата, терроризм, распространение ядерного оружия - должны сообща решаться всеми странами, а не только теми, которые практикуют демократический плюрализм и либеральный капитализм. Поэтому многие поддержали бы расширение `восьмерки` за счет Китая, Индии, Бразилии, Южной Африки и, возможно, других стран. Если бы нынешняя `семерка` стремилась к расширению, при этом отталкивая Россию на обочину, то Москва не оставила бы это без внимания.

У европейцев нет иллюзий относительно сущности российского режима. По данным недавнего исследования Transatlantic Trends, в Германии доля тех, кто озабочен российским авторитаризмом и тем, что он применяет энергетическое оружие, выше, чем в США. Но один и тот же анализ зачастую приводит европейцев и американцев к разным выводам, поскольку издержки разрыва отношений между Россией и Западом будут несоизмеримо выше.

nbsp;RIN 2000-