Российская Информационная Сеть
22 октября, 18:28

Процесс узнавания и восприятия лиц всегда начинается с носа

Процесс узнавания и восприятия лиц всегда начинается с носа Некоторые люди с трудом запоминают имена, но нередко легко узнают новых знакомых в лицо, ведь запоминание внешности человека происходит почти автоматически. И смотрят люди, оказывается, первым делом не в глаза человека, а на его нос.

Давно известно, что при знакомстве с новым человеком в первую очередь смотрят на его глаза, нос и рот, как на самые крупные и выдающиеся объекты на лице. Но ученые из Калифорнийского университета в Сан-Диего пришли к выводу, что процесс узнавания и восприятия лиц начинается всегда с носа, именно на него бросают первый взгляд люди, когда им представляют нового собеседника.

Психологи Джанет Ксяо и Гаррисон Котрелл из Интеллектуального центра Калифорнийского университета в Сан-Диего показывали добровольцам крупные фотографии лиц незнакомых им людей и определяли движение их взгляда, используя специальную аппаратуру.

С помощью датчика, отслеживающего движение зрачков, они могли с точностью определить, на какой точке лица на фотографии задерживается взгляд участников эксперимента.

Фотографии на экране менялись с такой скоростью, что добровольцы успевали зафиксировать свой взгляд на какой-либо точке один, два, три или более десятка раз. При этом смена картинки производилась достаточно быстро, для того, чтобы, когда глаз мог опять на чем-то сфокусироваться, перед ним была уже другая картинка.
Во всех случаях оказалось, что сначала взгляд фиксировался на области носа.

При этом, если человек успевал сфокусировать взгляд дважды, то сначала он останавливался на левой стороне носа, а потом на правой. И только на третий раз взгляд добровольцев перемещался к глазам. Эта последовательность не нарушалась вне зависимости от того, как долго испытуемые разглядывали фотографии.

Также выяснилось, что для идентификации и запоминания лица вполне достаточно первых двух точек фиксации, то есть человека можно запомнить, так и не посмотрев ему в глаза. Но одного взгляда на область носа оказалось недостаточно. "Следовательно, второй брошенный взгляд имеет решающее значение, - отмечают авторы исследования, - это значит, что человеку необходимо для осознания ситуации посмотреть на один и тот же объект с разных сторон. Нос является как бы центром информации на лице, он визуально находится по центру и становится своего рода стартовой точкой для узнавания лица".

Впрочем, не уточняется, как центрировались демонстрируемые фотографии. Не исключено, что на результат исследования повлияло то, что большинство людей при появлении новой картинки выбирает в качестве отправной точки для ее изучения центральную область монитора.

Анастасия Локтева

nbsp;RIN 2000-