Российская Информационная Сеть
10 ноября, 12:08

Российское ТВ обречено штамповать передачи-клоны

Российское ТВ обречено штамповать передачи-клоны На ТВ сейчас в разгаре формирование программы вещания на 2009 год. Однако каналы не очень-то готовы вкладываться в новые проекты, поэтому смотреть нам придется то же, что и сегодня. А сегодня телевидение формирует сетку вещания по принципу клонирования самых рейтинговых программ.

О том, почему на разных "кнопках" мы видим одно и то же, своими мыслями с "Новыми Известиями" поделилась кандидат искусствоведения, автор целого ряда телепрограмм и документальных фильмов Элла Митина.

Наверное, немало зрителей задаются вопросом: почему на разных каналах возникают похожие программы? Какова причина такого единообразия? И в самом деле: популярные "ледниковые" проекты на "Первом" и на "России" не только мало разнятся друг с другом, но и идут по выходным практически в одно и то же время.

Многочисленные программы "у плиты" ("Кулинарный поединок" на НТВ с Михаилом Пореченковым, "Сладкие истории" и "Охотники за рецептами" на "Домашнем", "Смак" на "Первом", и "Кулинарные штучки" на РЕН ТВ) - по сути вариации на одну тему.

Нескончаемые заседания юристов в передачах "Федеральный судья" на "Первом", "Час суда" на РЕН ТВ и "Суд идет" на "России" вполне можно перепутать друг с другом.

Вердикты, на этот раз модницам, выносятся на "Первом" ("Модный приговор"), СТС ("Снимите это немедленно") и "Домашнем" ("Время красоты"). Неразличимы между собой и документальные фильмы - расследования из жизни знаменитостей со всем джентльменским набором "страстей" и "драм", которые можно найти в сетке буквально всех каналов.

А еще в список клонов нельзя не включить сериалы. Из них одни условно можно отнести к жанру "расследование убийства компанией хороших ребят и одной девушки" ("Тайны следствия", "Каменская", "Улицы разбитых фонарей", "Убойный отдел" и примкнувшие к ним "Возвращение Мухтара-2" с собакой), другие - к жанру "любовь-морковь", которые и комментировать нет смысла ввиду крайней незамысловатости их сюжетов. Ну и, разумеется, довершает этот "продуктовый набор" юмор, широко представленный на разных каналах.

Отчего же такое однообразие? Попробуем поразмышлять. Ну в первую очередь из-за востребованности таких программ у зрителей. Ведь если в магазине колбаса "Докторская" расхватывается покупателями хорошо, так почему же ее не иметь на прилавке постоянно и от разных производителей? Телевидение - это тот же супермаркет, только в качестве товара в нем выступают фильмы и программы. И чем больше зрителей смотрят программу, тем выше рейтинг этого телепродукта и, следовательно, дороже реклама, идущая в передаче. Теперь поставьте себя на место телевизионных продюсеров и постарайтесь понять, как не промахнуться с выбором товара, чтобы он находил спрос у покупателя (пардон, у телезрителя). Ответ напрашивается сам: для этого лучше всего продавать продукт, уже опробованный. Огромное количество передач на нашем ТВ - это готовые лицензионные проекты, купленные на Западе.

К лицензионным программам относятся и "Розыгрыш", и "Поле чудес", и "Снимите это немедленно", и "Минута славы", и "Народный артист", и многие другие. И Первый канал, и "Россия" утверждают, что их ледовое шоу - совершенно оригинальный продукт. Но, судя по схожести форматов и одновременному появлению в эфире, легко усомниться в их словах. Скорее всего, это все тот же лицензионный продукт, апробированный и хорошо зарекомендовавший себя в других странах, возможно, слегка адаптированный к нашим условиям. Таким образом, клонирование уже успешных проектов - это способ безошибочно заполучить зрителя, то есть нас с вами - потенциальных потребителей рекламы.

Вторая причина - мода. Да, каждое время диктует свои "форматы", как говорят на телевидении. Помните, во второй половине 90-х прокатилась волна желающих излить душу в телеэфире? Это, как объясняли психологи, было связано с отсутствием привычки у наших граждан бегать со своими душевными травмами к психоаналитикам. Вот телевидение и брало на себя роль всероссийской жилетки. Тогда-то и появились "Человек в маске" Владимира Познера, "Моя семья" Валерия Комисарова, чуть позже - "Окна" Дмитрия Нагиева, "Большая стирка" с Андреем Малаховым. Мы пережили время разгула экстрасенсов и колдунов. Застали эпоху политических дискуссий с обливанием соперника соком и поливанием противника грязью.

А что же пришло? Пришло время ненасытной жажды развлечений, и продюсеры это очень хорошо чувствуют. Не ясно, конечно, что явилось раньше - яйцо или курица. То есть запрос общества на эти самые развлечения или предложение со стороны производителей программ. Видимо, происходит встречное движение, в котором вкусы потребителей (зрителей) и продавцов (телевидения) полностью совпали. Развлекательное телевидение пользуется спросом, его активно потребляют. А то, что оно не очень разнообразно... А нужно ли нам оно, разнообразие? Как говорят продавцы продуктовых магазинов, и так "берут хорошо". Таковы условия рынка. А если вам что-то не нравится или вы хотите что-то изменить, то путь только один: не покупайте. То есть не включайте и не смотрите. А если смотрите - то не задавайте вопросов.

nbsp;RIN 2000-