Российская Информационная Сеть
20 ноября, 10:44

Америка договорится с Россией о судьбах мира

Америка договорится с Россией о судьбах мира В игре вокруг американского противоракетного щита совершено уже немало замысловатых танцевальных па. В последние дни мы были свидетелями танго: смелый выпад вперед, шажок назад.

Смелым выпадом вперед были резкие слова Дмитрия Медведева. В своем послании президент России - сразу после объявления результатов выборов в США - сообщил, что в ответ на строительство щита в Польше и Чехии Россия разметит в Калининградской области ракеты малой дальности `Искандер`, которые будут способны уничтожить цели в Польше. А во время пребывания в Вашингтоне в прошлое воскресенье Медведев обернул эти угрозы примирительной риторикой. Выступая перед членами престижного Совета по международным отношениям, он смягчил жесткое выступление: `У нас сейчас есть очень хорошие возможности к тому, чтобы эту проблему развязать. Договориться или о глобальной системе защиты, в том числе от `стран-изгоев`, от тех государств, которые вызывают какие-то подозрения, или как минимум найти какие-то решения по тем программам, которые уже существуют, которые устроят Российскую Федерацию`.

Вышло как в старом анекдоте про Штирлица, которого на курсах разведывательного мастерства научили тому, что собеседник помнит только последние слова, а, следовательно, в первых словах можно позволить себе дерзость и wsiu prawdu-matku - но при условии, что в последнем предложении будет сказано что-то приятное.

Хорош любой предлог

К чему бы это выступление а-ля Штирлиц? Усилия российской дипломатии, неожиданно получившие поддержку со стороны нынешнего `президента` Европейского Союза Николя Саркози, следует рассматривать в более широком контексте отношений Россия - США. А также настойчивых попыток российских властей разбить существующие уклады и создать новые, в которых Россия сможет принимать решения, касающиеся международного порядка. Речь идет не только о щите.

Зато щит и `Искандеры` - вообще хорошая тема для начала разговора. Речь идет о том, чтобы Америка, наконец, увидела в России партнера, с которым нужно договариваться о судьбах мира. Лучше всего - один на один, как в прежние советские времена. Кстати, отметим, что с пропагандистской точки зрения для России хорош любой предлог, который позволит ей - изображая из себя голубя мира - реализовать уже утвержденные (независимо от щита) планы перевооружения армии и оснащение ее `Искандерами` (до 2015 г.).

На настоящий момент складывается такое впечатление, что российские власти обеспокоены тем, что новая администрация США не включила Россию в почетный список важнейших мировых вопросов, и, более того, не рвется сделать это. Официальная кремлевская пропаганда приложила немалые усилия, чтобы закамуфлировать тот факт, что избранный президент Барак Обама беседовал с российским коллегой по телефону в двадцатую очередь (только 8 ноября), после переговоров не только с лидерами Франции, Германии и Великобритании (это Кремль еще мог бы пережить), но даже Мексики, Канады, Японии и Южной Кореи.

По Москве ходили слухи - подкрепленные заявлением министра иностранных дел Лаврова - о том, что в минувшие выходные Медведев собирался в Вашингтон на международный антикризисный саммит с надеждой на встречу с Обамой. Встречи не состоялось, но, тем не менее, он огласил смягченную формулу приглашения новой администрации США к переговорам.

Сколько продлится эта акция? Трудно сказать? В том же самом послании, в котором он угрожал размещением `Искандеров` на границе с Польшей, Медведев также объявил о продлении президентского срока (до шести лет). Это может означать неизбежность сокращения срока самого Медведева. А потом можно будет раздавать карты заново.

Обама размышляет

Между тем, американцы живут кризисом - и тем, продолжит ли Обама в должности президента пользоваться электронной почтой и коммуникатором Blackberry, без чего, как говорят, он не может жить (а, может, ему придется отвыкать, потому что президентам не положено). В последние годы в Соединенных Штатах отношения с Россией не выглядели самым актуальным вопросом - ни в ходе недавней избирательной кампании, ни во время подходящего к концу президентского срока Буша.

В том, что Медведев пытается изменить положение вещей именно сейчас, нет ничего удивительного. Приход нового человека в Белый дом и критические в отношении щита голоса из `старой` Европы - даже на высшем уровне Франции или Италии - это удобный момент.

Тем более, что в Штатах появились сигналы, которые Кремль мог бы интерпретировать в свою пользу. Особенно, несколько высказываний Обамы во время избирательной кампании: провозглашая поддержку подписанного летом с Польшей и Чехией соглашения о ПРО, он выражал сомнения в том, что выгоды от ее создания оправдают многомиллиардные инвестиции.

Кроме того, Медведев, видимо, с большим удовлетворением воспринял опровержения соратников Обамы после его телефонного разговора с президентом Лехом Качиньским. Советник Обамы по внешней политике опроверг информацию администрации президента Польши о том, что якобы прозвучали заверения в том, что программа будет продолжена, и разъяснил, что Обама `поддержит размещение системы только после ее испытания`, что, по мнению экспертов, может произойти не ранее 2010 г.

Бывший представитель США в ООН и один из ведущих неоконсерваторов Джон Болтон считает, что такие высказывания избранного президента и членов его окружения говорят о том, что он ищет повод отказаться от ПРО. Такое решение имело бы плачевные последствия, а `отповедь Качиньскому - это неверный ответ на провокацию Медведева`, пишет Болтон в Wall Street Journal. `Безусловно, это будет расценено как проявление слабости, причем не только в Москве`.

`Глупость и провокация`

Однако и в Штатах часто звучит мнение о том, что сегодня система ПРО - не в интересах США. Что список проблем велик, а ключом к решению многих из них - от Ирака и Ирана до терроризма и распространения ядерного оружия - может быть сотрудничество с Россией. Британский историк Алистер Хорн (Alistair Horne) пишет в Washington Post, что улучшение американо-российских отношений должно быть одной из важнейших задач Обамы. `Как и во время Второй мировой войны мы должны относиться к России как к союзнику, а не врагу, - утверждает Хорн, возлагая вину за плохие отношения между Вашингтоном и Москвой на обе стороны: - Мы унижали русских в момент их падения. А это гордый народ, так что трудно удивляться тому, что столь многие русские, независимо от возраста, решительно поддерживают сильного Владимира Путина`. Хорн утверждает, что строительство щита в Польше и Чехии - это глупость, а усилия по включению в НАТО Украины и Грузии - идиотская провокация.

В подобном духе высказалась недавно Хелен Купер (Helene Cooper), комментатор New York Times: по ее мнению, администрация Обамы должна любой ценой добиваться поддержки со стороны России. Здесь эффективным инструментом может быть поддержка ее усилий по вступлению во Всемирную торговую организацию и приостановление реализации проекта щита в Польше до того момента, когда угроза со стороны Ирана действительно материализуется.

Так что список пожеланий к Бараку Обаме не только велик, но и полон противоречивых ожиданий. Так или иначе, совсем скоро он будет ведущим партнером в этом танго.

nbsp;RIN 2000-