26 ноября, 16:49

Амебы оказались способны на все ради родственников

Амебы оказались способны на все ради родственников Биологи утверждают, что им удалось объяснить механизм самопожертвования у амеб Dictyostelium discoideum - все дело оказалось в "семейной" принадлежности этих организмов.

Об этом сообщается в пресс-релизе, опубликованном на сайте Университета Райса, сотрудники которого принимали участие в исследовании. Работа ученых появится в журнале PLoS Biology.

Экземпляры D. discoideum обитают в лесной почве порознь. Когда наступает голод, десятки тысяч амеб объединяются в комок, в виде которого они способны путешествовать на далекие расстояния. Когда масса достигает сухого солнечного места, то она трансформируется в плодовое тело. При этом примерно пятая часть амеб формирует специальную ножку, которая поднимает над землей шар-спору, составленную из остальных четырех пятых. Эта спора прицепляется к шерсти проходящих животных, которые, если повезет, переносят ее в более пригодные для жизни регионы.

Дело заключается в том, что ножка отрывается, и амебы, составляющие ее, погибают. Данная стратегия не является оптимальной с точки зрения выживания. Действительно, амеба, которая не будет участвовать в формировании ножки переживет путешествие с большей вероятностью. При этом она передаст свои "хитрые" гены потомкам, в то время как "честные" амебы будут постепенно вымирать, пока окончательно не вымрут. В природе, однако, отмирания "честности" не происходит.

Этому явлению ученые предложили следующее объяснение. Амебы, участвующие в формировании плодового тела, являются родственниками. В этом случае самопожертвование отдельных индивидуумов позволят генетической информации уцелеть, и быть переданной потомкам. Для проверки данной гипотезы исследователи выбрали 14 штаммов амеб, встречающихся в природе, и один лабораторный штамм (в который были внесены изменения так, чтобы он светился зеленым при воздействии ультрафиолета). Далее ученые провели анализ их генетической близости. После этого различные штаммы смешивались, и полученные популяции голодом заставляли формировать плодовые тела. В результате исследователи установили, что в случае, когда смесь состояла из близких родственников, в плодовом теле амеб обоих штаммов было примерно поровну. В случае, когда родственники оказывались дальними, формировалось несколько тел, в каждом из которых один из видов почти отсутствовал.

По словам исследователей, их открытие является подтверждением, что зачатки социального поведения присутствуют даже у простых живых организмов. Ранее уже появлялась информации об обнаружении похожих зачатков у некоторых видов мух и ос.