Российская Информационная Сеть
7 декабря, 17:20

Путин ждет значительных уступок от Обамы

Путин ждет значительных уступок от Обамы Прямолинейная кампания Владимира Путина по запугиванию избранного президента Барака Обамы не сбавляет обороты.

Российский премьер-министр на состоявшейся в четверг `прямой линии` заявил, что уловил ряд позитивных сигналов от готовящейся вступить в должность администрации США. К примеру, он сказал: `Мы уже слышим на экспертном уровне от людей, которые очень близки к вновь избранному президенту, . . . о том, что . . . не надо спешить` с принятием в НАТО Украины и Грузии, потому что `не нужно портить отношения с Россией`. И еще - `мы уже слышим о том, что (Обаме) нужно еще раз взвесить целесообразность размещения` системы противоракетной обороны.

Иначе говоря, Путин, как он сам заявляет, считает, что новое правительство США пойдет на попятный по двум проблемным вопросам, которые Москва использует для восстановления своего имперского влияния в Европе и создания противовеса США. Он полагает, что Обама откажется от политики США по оказанию поддержки потенциальному вступлению в НАТО двух стран, расположенных на границе с Россией и стремящихся стать либеральными демократиями, а также нарушит договоренности администрации Буша с правительствами Польши и Чехии о размещении ракет-перехватчиков и радара, нацеленных на Иран.

Мы не думаем, что Обама имеет хоть малейшее намерение идти на попятный перед подобным натиском. Однако риторика Путина выявляет два преждевременных и сложных вопроса, которые придется решать администрации, причем не только с Россией, но и с европейскими союзниками, которые будут тянуть нового президента в разные стороны.

На последнем для администрации Буша заседании министров иностранных дел стран-членов НАТО ей с трудом удалось дипломатически сманеврировать по вопросу Грузии и Украины. Несмотря на то, что НАТО на своем летнем саммите приняла решение, что эти две страны со временем станут членами альянса, Германия и Италия теперь возглавляют группу стран, которые (после августовского российского вторжения в Грузию) хотят положить конец любым шагам в направлении этой цели. Бывшие страны-участницы Варшавского договора, такие как Польша и Литва, напротив, утверждают, что только твердая поддержка НАТО Украины и Грузии - и более ощутимое присутствие альянса на территории их самих - сможет остановить дальнейшую российскую агрессию.

Госсекретарь Кондолиза Райс в конечном итоге согласилась на компромиссное решение: Грузия и Украина начнут реализовывать программы по подготовке к вступлению в НАТО, но при этом - на данный момент - не получат `плана действий по членству в НАТО`, как это было в случае предыдущих кандидатов. НАТО также заново подтвердила свою приверженность идее противоракетной обороны с размещением систем в Европе. Что оставляет обе инициативы в `серой зоне`: администрации Обамы придется решать, использовать ли неоднозначный мандат НАТО для оказания решительной поддержки Украине и Грузии, и стоит ли двигаться дальше в реализации соглашений о системах ПРО, заключенных бушевской администрацией.

Существуют закономерные сомнения по поводу того, было ли разумным шагом со стороны уходящей администрации так спешить с проектом ПРО, а также надежны ли нынешние правительства Грузии и Украины. Однако слова Путина напоминают о другой реальности: любая сдача позиций новой администрации по этим вопросам будет воспринята Кремлем как победа его неоимпериалистической политики и признак слабости Обамы. `Сигналам`, которые Путин получает от нового президента, не обязательно быть провокационными или антагонистичными, но когда дело дойдет до защиты независимости демократических соседей России, позиция Обамы должна быть твердой.

nbsp;RIN 2000-