17 декабря, 09:53

Нанотрубки выявляют вещества, повреждающие ДНК

Нанотрубки выявляют вещества, повреждающие ДНК Ученые из Массачусетского технологического института опубликовали статью в интернет-версии журнала Nature Nanotechnology, в которой сообщается о создании нового типа сенсоров на основе углеродных нанотрубок, встроенных в структуру ДНК.

"Мы сконструировали датчик, который размещается непосредственно в живых клетках; с его помощью можно зарегистрировать несколько различных классов молекул, повреждающих ДНК", - прокомментировал публикацию адъюнкт-профессор Майкл Страно (Michael Strano).

Новая технология основывается на известном свойстве углеродных нанотрубок: они флуоресцируют, попадая под излучение с длинами волн, соответствующими ближней ИК-области спектра. Поскольку датчики "обернуты" молекулами ДНК, они не представляют опасности для тканей человека. Внутри пораженной клетки происходит взаимодействие веществ, разрушающих ДНК, с внешней оболочкой сенсора; в результате изменяются интенсивность или длина волны испускаемого нанотрубкой излучения. По характеру изменения надежно идентифицируются различные вредоносные соединения.

В первую очередь, как считают исследователи, открытие должно заинтересовать онкологов: многие химиотерапевтические препараты наносят серьезный ущерб молекулам ДНК и вызывают различные побочные явления. "Наши сенсоры позволяют определить, выполняет ли препарат свою функцию, а также выяснить его точное местоположение", - объясняет аспирант Дэниэл Хеллер (Daniel Heller). В будущем исследователи планируют разработать способы повышения эффективности химиотерапевтических процедур и приступить к изучению влияния на клетки различных антиоксидантов (к примеру, соединений, содержащихся в зеленом чае).