21 декабря, 10:53

Новые данные о последнем универсальном предке

Новые данные о последнем универсальном предке Генетик Николя Лартилло (Nicolas Lartillot) из Монреальского университета (Канада) в соавторстве с коллегами из Лиона и Монпелье опубликовал в текущем выпуске журнала Nature результаты масштабного исследования.

Оно посвящено так называемому последнему универсальному общему предку (last universal common ancestor, LUCA). В статье опровергаются некоторые устоявшиеся представления об этом организме, который обитал на нашей планете около 3,8 млрд лет назад.

"Принято считать, что LUCA был теплолюбив и чем-то напоминал те странные современные организмы, которые живут в подводных термальных источниках при температуре, превышающей 90 ºC, - говорит Николя Лартилло. - Однако собранные данные показывают, что наш общий предок предпочитал температуры гораздо более низкие, не превосходящие 50 ºC".

Для получения достоверных сведений о LUCA ученым пришлось тщательно проанализировать генетические данные современных животных, растений и бактерий, а точнее - выявить их общие черты. Результаты исследования, возможно, позволят "примирить" приверженцев различных эволюционных теорий. С одной стороны, выводы группы Лартилло подтверждают гипотезу РНК-мира, согласно которой ранние формы жизни были представлены исключительно РНК-организмами. Однако молекулы РНК чувствительны к высоким температурам, и потому существование таких организмов на раскаленной молодой Земле кажется маловероятным. Доктор Лартилло предлагает разрешить противоречия следующим способом: считать, что LUCA обитал только в областях с особым, более прохладным микроклиматом.

"Лишь через некоторое время уязвимые молекулы РНК потомков LUCA были заменены более термостойкими ДНК, - поясняет свою теорию Николя Лартилло. - Это позволило им распространиться по планете, и в ходе эволюции развилось множество разнообразных организмов, хорошо переносящих жару".

Дмитрий Сафин