Российская Информационная Сеть
23 декабря, 11:18

У России нет ни вечных врагов, ни вечных друзей

У России нет ни вечных врагов, ни вечных друзей Россию в мире оценивают неоднозначно. Как правило, страны, не имевшие и не имеющие с ней прямых контактов, к России относятся либо нейтрально, либо благосклонно. Но есть и нюансы.

Российские политики исходят из того, что их страна - великая держава или, по крайней мере, достойна такого статуса. У соседей такие амбиции вызывают определенные опасения, и не без оснований. Так, пару лет назад Россия прекратила поставку газа Украине, приостановила поставки литовскому предприятию `Mažeikių nafta`. Россия угрожала Польше и Чехии применением военной силы, если те разместят на своей территории противоракетные базы США, а нынешним летом, применив военную силу против Грузии, фактически присоединила пятую часть ее территории.

Неудивительно, что упомянутые государства относятся к восточному соседу с недоверием. Особенно те, что пережили российскую оккупацию - они опасаются повторения.

Польшу вряд ли можно отнести к категории малых государств, а вкупе с Литвой она составляет основной оппонирующий России блок в Евросоюзе. Литва издавна боролась с Россией. С Россией воевало и польско-литовское государство, пока не произошел раздел. Кроме того, еще не забыты обиды, имевшие место сравнительно недавно, в XX веке. Так что исторический антагонизм сохраняется, вплоть до параноидальных комплексов.

Обиды - это всегда удар по отношениям. Взять, к примеру, Чехию. В начале XX века чехи относились к России с любовью и уважением, как к самому крепкому славянскому государству. Но события 1968-го подорвали веру в Москву. Чехи до сих пор не могут простить ввод войск в Чехословакию. А ведь не было, как в случае с Литвой, ни ссылок в Сибирь, ни тысяч смертей, ни попытки искоренения национального самосознания...

Бывшие страны соцлагеря, как малые, так и более крупные, к России относятся с долей осторожности, но также и с долей понимания, исходя из предшествовавшего опыта общения (правда, помнятся и обиды). Жителям, скажем, Самары и Риги, в сознании которых еще сохранилась советская идеология, не так уж сложно договориться между собой, а средством общения служит русский язык.

Прием бывших социалистических стран Европы, в том числе и `прибалтийских республик`, в Европейский Союз, изменил политику этой организации в отношении России. И, думается, в лучшую сторону. Что ни говори, опыт отношений с Россией у Венгрии, Польши или Латвии не такой, как у Франции, Швеции. Германии или Италии было сложно понять некоторые действия стран Центральной Европы - например, практически безоговорочную поддержку Грузии. Но тут надо учесть исторический опыт Балтийских стран, напоминающий о том, что при определенных обстоятельствах и их положение может стать неопределенным. Против договора ЕС с Россией уже несколько раз выступали Польша и Литва, используя свое право вето. Расширение на Восток сделало политику ЕС в отношении России более сбалансированной, заставило Запад принимать решения более взвешенно.

Взгляд на Россию таких государств, как США, Китай, Индия, определяется их реальными сегодняшними интересами, а не прошлыми обидами. США, в отличие от, скажем, Германии или Польши, могут обойтись без российских энергоносителей. Как и Китай.

nbsp;RIN 2000-