Российская Информационная Сеть
29 декабря, 18:53

Россия вернулась в "лихие 90-е"

Россия вернулась в "лихие 90-е" В российскую жизнь возвращаются символы "лихих 90-х" - массовая безработица и долги по зарплатам. Как решать эти проблемы - власть пока не знает.

"На сегодняшней день задолженность по заработной плате в России составляет более 7,7 млрд рублей. По сравнению с ситуацией на ноябрь задолженность выросла на 93%", - сообщил вице-премьер Александр Жуков. Если вспомнить, что на начало октября задолженность по зарплатам не превышала 3 миллиардов рублей, масштабы роста невыплаты заработанных гражданами денег впечатляют. При этом, по словам курирующего в правительстве социальную сферу Жукова, государство свои обязательства выполняет почти в полном объеме: задолженность федерального бюджета составляет 6 млн рублей, долги бюджетов субъектов федерации и муниципалитетов по зарплате тоже невелики. Следовательно, зарплату не платят в срок преимущественно частные предприятия. Для сравнения: в 90-е годы основные долги по зарплатам были как раз у госструктур.

К долгам по зарплате добавляется угроза массовой безработицы. Министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова озвучила очередной прогноз своего ведомства на 2009 год: число официально зарегистрированных безработных может составить 2,1-2,4 млн человек по сравнению с нынешними 1,4 млн.

Опасность того, что сотни тысяч или миллионы россиян в одночасье могут лишиться всех средств к существованию, правительство осознает. Но, как с этим бороться, похоже, представляет себе не очень ясно. На последнем в уходящем году заседании правительства премьер-министр Владимир Путин заявил, что "правительство через свои федеральные структуры и территориальные органы, профсоюзные организации, правоохранительные органы должно самым строгим образом следить за выполнением трудовых договоров и всего трудового законодательства, с тем чтобы люди не оставались при потере рабочего места без выходных пособий, без права на пособие по безработице, а значит, и без средств к существованию".

Свою идею борьбы с безработицей озвучила и Татьяна Голикова:

Минздравсоцразвития предлагает выплатить единовременно годовой объем пособия по безработице гражданам, оставшимся без работы, но готовым заняться малым бизнесом, - на открытие собственного дела.

С 1 января 2009 года минимальный размер пособия по безработице в России составит 850 рублей, а максимальный - 4900 рублей. Даже если брать по максимальной планке, пособие по безработице за год составляет менее 60 тысяч рублей, а по минимальной и вовсе 9200 рублей. Начать свое дело даже за 60 тысяч рублей в России едва ли возможно. Для человека в ранге федерального министра, да еще имеющего опыт работы в Министерстве финансов, такое предложение показательно: власть пока не представляет, чем занять новую армию безработных и как проследить за выплатами зарплат, особенно в частном секторе.

К тому же никакие профсоюзы (чьи способности защищать права трудящихся в России более чем сомнительны) или правоохранительные органы не смогут наказать работодателей, если они будут сокращать зарплаты и переходить на сокращенный график работы: доказать, что у компании физически нет достаточного количества денег на зарплаты из-за падения спроса, проще простого.

Идея правительства использовать кризис для вовлечения как можно большего числа россиян в малый бизнес, несомненно, правильная. Одна из главных задач любой власти - создание как можно большего количества эффективных рабочих мест и условий, позволяющих создавать такие места самим гражданам. Но для развития того же малого бизнеса важнее не единовременная выплата жалкого годового пособия по безработице уволенным, а радикальное облегчение доступа малых предпринимателей к аренде помещений и подключение к коммуникациям.

Что касается борьбы с ростом долгов по зарплатам, тут все еще сложнее. Разумеется, в условиях кризиса федеральные и муниципальные власти должны прилагать максимум усилий, чтобы не было просрочки в выплате денег на подведомственных им предприятиях. Но накачивать госденьгами все без исключения частные компании физически невозможно - тут бы и пригодилась стройная система помощи безработным в трудоустройстве, которой пока нет. Россия просто не привыкла жить при свободном рынке труда в эпоху, когда спрос на рабочие руки уступает предложению, а так называемое коренное население успело отвыкнуть от "непрестижных" профессий вроде разнорабочих на стройках или дворников.

В любом случае использовавшаяся нынешней властью исключительно для самопиара и ограничивавшаяся в основном так называемыми национальными проектами социальная политика теперь становится одним из ключевых показателей реальной эффективности администрации президента, правительства, региональных и муниципальных руководителей.

Меняется и сам смысл социальной политики - сегодня это политика спасения миллионов людей от реальной угрозы остаться без средств к существованию, а значит, либо стать маргиналами, либо пополнить ряды протестного электората. И тот и другой варианты ничего хорошего власти не сулят.

nbsp;RIN 2000-