30 января, 17:56

Создано сложное вещество из одного элемента

Создано сложное вещество из одного элемента Соединение, устроенное и ведущее себя будто сложное (то есть "собранное" из разных элементов), но на деле состоящее всего из одного элемента периодической таблицы, синтезировали и изучили специалисты из Международного университета Флориды.

Новое соединение - это борид бора. Его химическая формула - B28, а существует оно только при очень высоких давлениях и температуре (свыше 190 тысяч атмосфер и 1400 градусов Цельсия).

В отличие от известных крупных молекул из одного элемента (например фуллеренов), где все атомы равноправны, здесь имеются две отличные структурные единицы: икосаэдрический кластер B12 и кластер B2, которые, чередуясь, формируют кристаллическую решётку, схожую по форме с таковой у хлорида натрия. Одна ячейка такой системы насчитывает в сумме 28 атомов бора - отсюда и формула.

Новое состояние бора авторы работы называют частично ионизированной фазой, поясняя, что у кластеров B12 и B2 - различные электронные свойства, так что в общей структуре между ними происходит перенос заряда, как это было бы между двумя разными химическими элементами.

При этом такое перераспределение влияет на свойства получающегося вещества - его диэлектрическую константу, степень поглощения инфракрасного излучения и так далее.

Лидер группы исследователей профессор Цзюхуа Чэнь (Jiuhua Chen) заявил, что открытие "привело к новому пониманию элементов".

Детали этой работы можно найти в статье в журнале Nature.