Российская Информационная Сеть
21 февраля, 16:01

Пять оскаровских фаворитов - все за и против

Пять оскаровских фаворитов - все за и против Нечасто бывает так, что пятерки в оскаровских номинациях "Лучший фильм" и "Лучший режиссер" абсолютно идентичны.

И если такое случается, это верный признак того, что год выдался богатым на хорошее кино и в шорт-лист попали действительно достойные. И всё же самым лучшим будет выбран один фильм. Так какой же?

Чтец

The Reader, США - Германия, 2008, драма

Режиссер: Стивен Долдри

В ролях: Кейт Уинслет, Дэвид Кросс, Ральф Файнс, Лена Олин, Бруно Ганс, Александра Мария Лара

Номинации: "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучшая актриса", "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая операторская работа" (всего - 5)

Премьера в России: пока не определена

У драмы "Чтец", спродюсированной двумя ныне покойными режиссерами-оскароносцами Сиднеем Поллаком и Энтони Мингеллой, шансов на получение главного "Оскара" меньше, чем у всех остальных картин шорт-листа.

Собственно, и ее попадание в номинанты - заслуга суперпробивных братьев Вайнштейн, которые тоже приложили к ней руку, а потом сделали всё, чтобы пропихнуть всюду, включая Берлинский кинофестиваль.

Последнее вообще выглядит нелепым: остается только догадываться, какими глазами смотрели фильм немцы, если учесть, что он затрагивает тему немецкого нацизма и при этом снят на английском языке с немецким акцентом.

Но дело, конечно, не в стилистическом решении. И не в теме, конечно. Дело в сюжете, который повествует о любви несовершеннолетнего подростка и 36-летней кондукторши. Отношения героев поданы в драме весьма откровенно, и сексуальных сцен в ней предостаточно.

Конечно, скандальность нисколько не умаляет достоинств "Чтеца", однако у киноакадемии не хватит смелости дать награду такому одиозному фильму. Скорее всего, приз достанется Кейт Уинслет. И отнюдь не за смелое обнажение.

Фрост против Никсона

Frost/Nixon, США - Великобритания - Франция, 2008, драма

Режиссер: Рон Ховард

В ролях: Фрэнк Лангелла, Майкл Шин, Сэм Рокуэлл, Кевин Бейкон, Мэтью Макфэдьен, Оливер Платт, Ребекка Холл

Номинации: "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший актер", "Лучший адаптированный сценарий", "Лучший монтаж" (всего - 5)

Премьера в России: 5 февраля 2009 года

Создатель таких фильмов, как "Игры разума", "Аполлон-13" и "Нокаут", Рон Ховард, облажавшись с, прости господи, "Кодом да Винчи" (не в коммерческом плане, конечно, тут как раз всё было здорово), поставил на черное и выиграл.

В данном случае победным было решение объединить усилия со сценаристом и драматургом Питером Морганом, номинантом на "Оскар" за драму "Королева". Морган вновь реконструировал историю из жизни великих мира сего и сделал это великолепно.

Надо отдать должное Моргану и Ховарду, они довольно смело подошли к интерпретации событий вокруг и сегодня доступного всем интересующимся интервью журналиста Дэвида Фроста со свергнутым после Уотергейта президентом Ричардом Никсоном. Вплоть до того, что подкорректировали финал истории.

Однако в контексте данной темы это не так важно, как очевидные параллели с деятельностью Джорджа Буша. Хотя Буш мирно ушел на покой, сейчас в США всё больше говорят, что его дела требуют расследования. Вот только не все члены киноакадемии демократы, и кое-кому это может не понравиться.

Харви Милк

Milk, США, 2008, драма

Режиссер: Гас Ван Сент

В ролях: Шон Пенн, Эмиль Хирш, Джош Бролин, Диего Луна, Джеймс Франко, Виктор Гарбер

Номинации: "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший актер", "Лучший актер второго плана", "Лучший оригинальный сценарий", "Лучший монтаж", "Лучшая музыка", "Лучший дизайн костюмов" (всего - 8)

Премьера в России: 23 апреля 2009 года

Со своим "Харви Милком" Ван Сент прошел по тропинке, проложенной "Горбатой горой". Режиссер всю свою карьеру так или иначе смакует тему секс-меньшинств, но никогда она не была подана так откровенно и смело, как в "Милке".

Блестящий актер Шон Пенн, который доселе казался живым воплощением стопроцентного гетеросексуала, настолько правдоподобно играет гея, что от поцелуев, объятий и постельных сцен, которыми Ван Сент набил фильм под завязку, становится несколько не по себе.

Однако если даже "Горбатую гору" прокатили (а ведь все были уверены, что "Оскар" достанется ей!), то у "Харви Милка" шансов практически нет. Да, фильм затрагивает тему, не теряющую своей актуальности, но в нем куда больше от соцзаказа, нежели от художественного произведения.

Наконец, нельзя сбрасывать со счетов тот факт, что консервативные американцы, которых хватает и среди членов киноакадемии, остаются ярыми гомофобами, как бы это ни пытались скрыть.

Миллионер из трущоб

Slumdog Millionaire, Великобритания - США, 2008, мелодрама

Режиссер: Дэнни Бойл

В ролях: Дев Пател, Анил Капур, Фрейда Пинто, Саурабх Шукла, Фероз Аббаз Кхан, Азхаруддин Мохаммед Исмаил

Номинации: "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая операторская работа", "Лучшая музыка", "Лучшая песня" (две песни), "Лучший монтаж", "Лучший звук", "Лучший монтаж звука" (всего - 10)

Премьера в России: 12 февраля 2009 года

Строго говоря, к США фильм Дэнни Бойла вообще не имеет никакого отношения. Это картина, снятая в Индии интернациональной группой во главе с британским режиссером. И для "Миллионера" это минус, который может перекрыть все плюсы.

Ведь многие десятилетия в основные номинации практически не прорывалось неголливудское кино. Фильмы, подобные "Миллионеру", могли рассчитывать разве что на категорию "Лучший иностранный фильм". К тому же Бойл посвятил свою работу изнанке жизни в стране, отчаянно пытающейся казаться олицетворением экзотической сказки. Консервативным американцам это не близко.

К тому же при всей своей сюжетной и визуальной изобретательности "Миллионер" - кино, выглядящее не так эффектно, как, например, "Загадочная история Бенджамина Баттона". А местами просто неприятно (достаточно вспомнить эпизод с падением мальчика в фекальную яму).

Смогут ли члены академии оценить многочисленные достоинства картины Бойла в отрыве от патриотических чувств и детского восторга от размаха конкурентных фильмов? Честно говоря, не уверен.

Мне кажется, что, вероятнее всего, Бойлу приходится рассчитывать максимум на приз за лучшую режиссуру (что, конечно, тоже очень круто!). Но в любом случае для него это будет карьерный прорыв, который позволит наверстать упущенное после неудачи с "Пляжем".

Загадочная история Бенджамина Баттона

The Curious Case of Benjamin Button, США, 2008, драма

Режиссер: Дэвид Финчер

В ролях: Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Джулия Ормонд, Джейсон Флеминг, Тильда Суинтон

Номинации: "Лучший фильм", "Лучший режиссер", "Лучший актер", "Лучшая актриса", "Лучший адаптированный сценарий", "Лучшая операторская работа", "Лучший художник", "Лучшая музыка", "Лучший монтаж", "Лучший звук", "Лучшие визуальные эффекты", "Лучший дизайн костюмов", "Лучший грим" (всего - 13)

Премьера в России: 5 февраля 2009 года

Работа, проделанная Финчером, поистине грандиозна. Больше всего по части визуальных трюков (именно трюков, по-другому и не скажешь!) "Баттона" сравнивали и с "Форрестом Гампом" Роберта Земекиса, и против этого не попрешь.

Однако за 15 лет кинематограф и сопутствующие ему компьютерные технологии продвинулись далеко вперед. Если бы у Земекиса в 1994-м были возможности Финчера, он наверняка провел бы своего героя через все основные события второй половины XX века, заставив столкнуться с массой известных личностей.

Хорошо это или плохо, сценарист "Баттона" Эрик Рот не стал сильно отклоняться от сюжета оригинального рассказа Фрэнсиса Скотта Фицджеральда, так что Финчер в деле вписывания своего героя в дела давно минувших дней ушел от Земекиса недалеко. А в чем-то даже отстал.

Зато, когда видишь старенького, с остатками седых волос на голове, ковыляющего на тоненьких кривых ножках Брэда Питта, заходишься от восторга, как ребенок, увидевший "живого" динозавра в "Парке юрского периода".

Однако ценность фильма для Американской киноакадемии, конечно, не в этом. Это грандиозный эпик - большое голливудское кино в классическом понимании этих слов. При всей уникальности проделанной работы в картине масса вещей, провозглашающих незыблемые ценности кинематографа.

И что самое важное - американского кинематографа. Именно поэтому я думаю, что статуэтка в номинации "Лучший фильм" в этом году достанется драме Дэвида Финчера "Загадочная история Бенджамина Баттона".

Автор Александр Фолин

nbsp;RIN 2000-