Российская Информационная Сеть
10 марта, 16:07

Оборонные расходы сократят на 110 млрд рублей

Оборонные расходы сократят на 110 млрд рублей Замминистра обороны по финансово-экономической работе Любовь Куделина 4 марта поведала, что "в связи с мировым экономическим кризисом возможности государства по финансированию Вооруженных сил ограниченны".

Расходы МО будут урезаны на 8%. Исходя из официально заявленной цифры финансирования, выходит, что из военного бюджета изымут 110,1 млрд рублей. Хотя при этом, пообещала Куделина, "социальная составляющая бюджета снижаться не будет". И "на фоне ухудшения экономической ситуации приоритетными для Минобороны России станут ассигнования, направляемые на оплату труда военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных сил, социальное обеспечение военнослужащих". По словам Куделиной, урежут ассигнования на капитальное строительство, ремонт и "другое". Что это за "другое", г-жа Куделина не уточнила. И это не случайно.

Откуда взялась именно эта цифра секвестра и чем она обоснована - загадка, как всё, что в России связано с финансированием вообще силовых ведомств. Ни Верховный главнокомандующий или премьер, ни министр обороны еще ни разу не объясняли налогоплательщикам, чем мотивированы те или иные статьи военного бюджета. И ни разу не отчитывались за его выполнение. По уровню закрытости военный бюджет России конкурирует лишь с Китаем и Северной Кореей.

11 февраля "Красная звезда" помещает статью Куделиной "Особенности и новации военного бюджета": ни о каком секвестре ни слова. Главный военный финансист вещает, что "поддержание высокой боевой готовности Вооруженных сил РФ, их техническое переоснащение, обеспечение новыми современными вооружением и военной техникой (ВВТ), создание профессиональной, мобильной армии вошли в число приоритетов бюджетных расходов". И потому бюджет МО РФ "на 2009 год и на плановый период 2010-2011 годов направлен прежде всего на создание принципиально новой армии XXI века". После чего, собственно, и начинается жонглирование цифрами.

Итак, законом "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" общие объемы ассигнований МО РФ на 2009-й предусмотрены в размере 1 трлн 376,5 млрд рублей, в 2010-м запланировано выделить 1 трлн 379,5 млрд рублей, а в 2011-м - 1 трлн 476,7 млрд рублей. 19-21% этих средств должны пойти на денежное довольствие военнослужащих, а еще порядка 10% - на оплату гражданского персонала. Расходы на вооружение и военную технику (НИОКР, закупки и ремонт) с 2009 по 2011 год запланированы на сумму свыше полутора триллионов рублей: конкретную цифру г-жа Куделина назвать отказалась, равно как не смогла пояснить, как именно будут освоены эти средства, на закупку чего конкретно они пойдут.

Еще тонкость: Минобороны финансируется вовсе не по одной лишь графе бюджета "Национальная оборона" - часть военных расходов проводится по линии других ведомств, совершенно гражданских. И эти траты умело замаскированы в разделы "Образование", "Здравоохранение, физическая культура и спорт", "Социальная политика", "Общегосударственные вопросы", "Жилищно-коммунальное хозяйство", "Культура, кинематография и средства массовой информации", "Межбюджетные трансферты". Официально признано, что по этим каналам военные получают не менее 20% средств, но сколько именно, как и на какие цели - информация уже закрытая.

В общем, о секвестрировании еще месяц назад речи не было. Чуть позже Куделина оговорилась, что "номенклатурные позиции по заказу вооружения, военной техники будут выполнены в тех объемах, которые запланированы". Но при этом вдруг дала понять, что возможно прекращение финансирования тех НИОКР, которые не приведут к получению финальных образцов уже к 2009-2010 годам.

Вице-премьер же Сергей Иванов тем временем обещает: наша армия перейдет на совершенно новые, интеллектуальные образцы вооружения и военной техники. Что бы ни случилось, дескать, а гособоронзаказ ломать не будут...

Но 11 февраля, когда "Красная звезда" публикует оптимистическое послание Куделиной, министр обороны Анатолий Сердюков сообщил на закрытом заседании Госдумы: военный бюджет уменьшается на 15% "в связи с кризисом". От присутствовавших на том заседании стало известно: несмотря на публичные заверения, сократят как раз социалку и траты на закупки вооружений. 25 февраля, выступая в рамках "правительственного часа" в Госдуме, вице-премьер Сергей Иванов вдруг признался: правительство не в состоянии "технологически" обеспечить финансирование гособоронзаказа! Получается, что в товарищах единства нет. Кому верить-то?

Представители оборонки в шоке. Советник главы концерна ПВО "Алмаз-Антей" Михаил Подвязков в этой связи недавно сказал: "Предприятия ВПК сейчас напоминают собаку Павлова. Помните, как проводился опыт? Звучал звонок, и в миску животного падала еда. Потом еду подавать перестали, а звонок включали, что всё равно вызывало у собаки усиленное слюноотделение. Так же и с нами. Говорят: "Мы направим деньги на предприятия ВПК..." И ждут, что мы продолжим выпускать продукцию. А условный рефлекс уже не срабатывает". И на риторический вопрос "Денег не будет?" ответил так: "Того объема государственного оборонного заказа, о котором говорили в июле-августе прошлого года, тоже не будет... Предприятия живут ожиданиями, а лучше бы им сказали правду, тогда иллюзии исчезнут".

Самое неприятное в этой ситуации - кризис доверия. Закрытость и непоследовательность военных финансистов привели к девальвации любых, даже фактически верных заявлений, обещаний и планов. Все потребители казенных денег становятся вынужденными фаталистами: дадут средства - спасибо, не дадут - будут ждать до лучших времен. Однако последние могут не наступить, поскольку и военное строительство, и работа гигантских предприятий ВПК без перспективного планирования невозможны. Реформа армии, равно как и модернизации вооружений, уже напрямую зависят от степени открытости военного бюджета, возможности широкого обсуждения тех или иных его статей. И по большому счету нет никаких объективных причин, по которым власть не смогла бы ответить на этот вызов.

nbsp;RIN 2000-