Российская Информационная Сеть
20 апреля, 18:34

КНДР балансирует на грани войны и шантажа

КНДР балансирует на грани войны и шантажа Последние несколько месяцев Северная Корея ведет себя на удивление воинственно - даже с учетом вечной `обидчивости` Пхеньяна.

КНДР разорвала отношения с Южной Кореей, запустила новую ракету, а когда на прошлой неделе ООН осудила Пхеньян за эти испытания, пригрозила полностью прекратить участие в переговорах по ядерному разоружению и возобновить работы по своей военной ядерной программе.

Во многих комментариях по этому поводу утверждается, будто все эти действия - простая уловка, попытки северокорейского руководства выторговать себе более выгодные условия в рамках будущего соглашения с Соединенными Штатами, и что, в конечном итоге, Пхеньян прекратит провокации и `откроет` страну для внешнего мира, как это в свое время сделал Китай. Подобные тезисы - опасное заблуждение. Ким Чен Ир и его окружение отлично понимают: как только их подданные подвергнутся внешнему влиянию, правящему режиму Северной Кореи придет конец. Поэтому скорее всего они продолжат политику репрессий внутри страны и провокации в адрес Запада. У других держав есть только один способ покончить с агрессивными действиями Кима - сменить режим в Пхеньяне.

Северная Корея никогда не пойдет по китайскому пути, поскольку ситуация там складывается совершенно по иному. Важнейший фактор - наличие по соседству богатой и демократической Южной Кореи. Южане говорят на том же языке, имеют общую культуру с нищими северянами, но среднедушевой доход на Юге как минимум в 20 раз выше. Пока что рядовые граждане Северной Кореи об этом просто не знают. Самоизоляция, навязываемая стране правящим режимом, носит настолько драконовский характер, что даже владение радиоприемником считается уголовным преступлением. Если в Северной Корее начнутся реформы, страну захлестнет поток информации о благосостоянии южных соседей. В результате северокорейцы перестанут испытывать столь сильный страх перед властью, и скорее всего потребуют воссоединения с богатой Южной Кореей, как в свое время граждане ГДР требовали воссоединения с ФРГ.

Осознавая все это, правители Северной Кореи будут делать все возможное, чтобы сохранить контроль над населением. Поскольку `сталинская` экономика страны крайне слаба, это означает, что они будут изобретать все новые способы вымогательства иностранной помощи. Чтобы приток средств из-за рубежа продолжался, - и обставлялся как можно меньшим количеством условий - Ким скорее всего и дальше будет заниматься опасным балансированием на грани войны и шантажом. Чтобы удержаться у власти, пхеньянский режим должен выглядеть - да и на деле оставаться - опасным и непредсказуемым.

Однако подобная тактика может легко привести к катастрофе. Единственный способ ее избежать - заменить нынешний правящий режим.

Это, конечно, проще сказать, чем сделать. Военный вариант немыслим. Санкции тоже не сработают, поскольку Китай и Россия вряд ли согласятся присоединиться к ним в полном объеме. Но даже если Москва и Пекин проявят солидарность с остальными, санкции, вероятнее всего, приведут лишь к массовой гибели северокорейских крестьян от голода. События 1996-99 гг., когда в стране разразился ужасающий голод, показывают: даже в невыносимых условиях ее жители не восстают против угнетателей. Северокорейцы напуганы, дезорганизованы, и в большинстве своем просто не представляют, что существует какая-то альтернатива их нищенскому существованию.

Однако эту ситуацию можно изменить. Последние 15 лет в КНДР наблюдается постепенное формирование рыночных отношений на местах и частичное ослабление государственного контроля. По стране начали распространяться слухи о процветании Юга - чему способствуют популярные у северокорейцев контрабандные DVD с южнокорейскими фильмами. `Образцовый` сталинистский режим начинает разрушаться `снизу`.

Наилучший способ ускорить развитие событий в этом направлении таков: США и их союзникам следует активно взаимодействовать с КНДР, предоставляя помощь в целях развития, стипендии для северокорейских студентов, и вообще поддерживая любую деятельность, позволяющую обеспечить большее присутствие внешнего мира в стране и вытащить северокорейцев из их искусственного `кокона`. Подобные обмены зачастую подвергаются осуждению как формы `умиротворения диктаторов`, но история Восточной Европы показывает: приток неподцензурной информации извне смертельно опасен для коммунистической диктатуры.

Пхеньян осознает угрозу, связанную с такими обменами, но он слишком нуждается в деньгах и технологиях, а потому, возможно, не станет их пресекать - в той степени, в какой это пополняет его казну и не выглядит чересчур опасным. Особенно это относится к тем случаям, когда такие контакты представляются выгодными представителям элиты. Так, в любых программах по предоставлению студентам стипендий для учебы за рубежом будут участвовать в основном отпрыски высокопоставленных чиновников. Это, однако, не снижает их эффективности: знакомство с внешним миром изменит психологию этих молодых людей и превратит их в `переносчиков` опасной для властей информации. К примеру, в свое время маленький шаг в том же направлении способствовал крушению СССР: в состав первой группы советских студентов, отправленных для обучения в США в 1957 г., входило всего четыре человека, и они были отобраны самым тщательным образом. Тем не менее двое ее участников вошли в число ведущих реформаторов, а одного - Александра Яковлева - часто называют подлинным архитектором перестройки.

Для того, чтобы подобный подход дал результаты, потребуется немало времени, но других вариантов просто нет. Единственный способ устранить опасность, исходящую от Северней Кореи - это смена ее правительства. А изменить правящий режим можно, только изменив сам северокорейский народ.

nbsp;RIN 2000-