Российская Информационная Сеть
22 апреля, 18:13

Россияне не так боятся кризиса, как сокращения зарплат

Россияне не так боятся кризиса, как сокращения зарплат Россияне смотрят на перспективы экономики оптимистичнее, чем жители Франции и Англии, но пессимистичнее, чем китайцы или бразильцы.

Об этом свидетельствуют результаты очередного международного исследования WIN Crisis Index. Но во всем, что касается собственного кармана - тут мы видим будущее в мрачных тонах.

Во многих странах мира, в том числе и России, обеспокоенность по поводу ухудшения экономической ситуации за полгода снизилась. Зато увеличилась доля тех, кто ожидает снижения доходов в ближайшем будущем. В общем, люди стали меньше бояться абстрактного кризиса и больше переживать за свою собственную зарплату - так можно обобщить результаты второй волны международного социологического опроса WIN Crisis Index.

Например, в ноябре 54% россиян опасались, что экономическая ситуация в стране в ближайшие три месяца ухудшится, а 12% ждали улучшения, говорится в отчете исследовательского холдинга "Ромир", проводившего российскую часть опроса. В марте пессимистов было 41%, а оптимистов - 14%.

В мире в целом тоже вырос оптимизм, правда, заряд хорошего настроения сильно различается в разных точках глобуса. Так, самая большая доля граждан, видящих будущее в мрачных тонах, проживает в высокоразвитых европейских странах - Великобритании (67%), Франции (63%), Испании (61%) и Германии (61%). Россия находится где-то посередине, а вот в арабских странах и группе БРИК в целом (Бразилия, РФ, Индия, КНР) настрой более позитивный: только 29% пессимистов и 24% оптимистов.

Аналогичное исследование Ciao Surveys/Greenfield Online, обнародованное две недели назад, показало те же результаты - россияне оптимистичнее смотрят на кризис, чем западноевропейцы. Тогда эксперты поясняли: на Западе кризис начался раньше, а мы после 90-х спокойнее относимся к экономическим трудностям. Впрочем, есть и экономическое объяснение - МВФ и ООН прогнозируют в этом году в развивающихся странах (в отличие от развитых) не спад, а рост.

Если число тех, кто ожидает снижения доходов своей семьи в ближайшем году в развитых странах в целом не изменилось, то в развивающихся, наоборот, возросло. К примеру, в ноябре 16% россиян ждали увеличения дохода, 36% рассчитывали, что он не изменится, а 28% боялись снижения. В марте расклад иной: лишь 14% ожидают роста, 27% не надеются на перемены, а 43% боятся снижения. Мы - среди наиболее пессимистично настроенных стран.

"Среди интересных фактов стоит отметить, что жители США, хотя и первыми почувствовали на себе дыхание кризиса, достаточно уверенно смотрят в будущее. Более трети (35%) американцев ожидают увеличения своего семейного дохода в ближайшие 12 месяцев, и лишь 20% считают, что он уменьшится", - отмечают аналитики. Впрочем, парадокс объясняется, если посмотреть официальные статистические сводки. В России с ноября реальные располагаемые денежные доходы уменьшались (за исключением февраля). В Америке же, напротив, падение реальных доходов (то есть с учетом инфляции) в конце осени прекратилось, и аналогичный показатель за ноябрь-март только увеличивался.

На ближайшее время оптимизм россиян относительно зарплат сильно уменьшился, свидетельствует последний отчет Центра стратегических исследований (ЦСИ) одной из крупных российских страховых компаний. Осенью 2008 года население в среднем рассчитывало, что в ближайший год их доходы прирастут на 14%, а за 5-7 лет - на 48%. Нынешней весной россияне ожидают, что их доход в ближайший год не изменится, а за 5-7 лет вырастет на 54%. "Если эти планы сбудутся, Россия может рассчитывать на годовой рост ВВП на 8-10% в год", - говорят аналитики ЦСИ. Настораживает в результатах опроса не столько излишний оптимизм во время кризиса, сколько то, что сильнее всего роста доходов ожидает богатая прослойка. Те, кому денег хватает лишь на питание, опасаются падения доходов на 6% в этом году. Интересно, что пессимистичнее всего на свои доходы смотрят в Москве и Тольятти, а оптимистичнее - в Хабаровске и Екатеринбурге.

Впрочем, нынешний спад мы должны перенести легче, чем дефолт 1998 года. Если в сентябре 1998-го 62% россиян испытывали трудности с покупкой самых элементарных товаров и продуктов питания, то в марте 2009-го таких набралось лишь 30%. Сейчас большей части граждан (35%) придется отказаться только от покупки товаров длительного пользования, хотя в 1998 году таких было всего 15%, говорится в докладе "Динамика показателей уровня жизни и покупательских возможностей" Натальи Бондаренко из "Левада-Центра".

nbsp;RIN 2000-