Российская Информационная Сеть
29 апреля, 16:49

Сны готовят людей к грядущему дню

Сны готовят людей к грядущему дню Новую теорию, трактующую сновидения как способ подготовки к возможным сложным ситуациям в будущем, выдвинул профессор Аллан Хобсон (Allan Hobson), ведущий психиатр Гарвардского университета (Harvard University), США.

О докладе, который он прочитал недавно в университете Роухемптон (Roehampton University) в Лондоне, Великобритания, рассказывает Daily Telegraph.

Существует множество теорий, пытающихся объяснить природу сновидений. Некоторые видят в них лишь бессмысленный набор образов, другие - реакцию на события прошедшего дня или, в согласии с отцом психоанализа Зигмундом Фрейдом, процесс, в ходе которого мы стараемся разрешить конфликты, возникшие в нашем прошлом. Профессор Хобсон, впервые обративший пристальное внимание на фазу быстрого сна (фазу сна, во время которой мы и видим почти все наши сны и которая ближе всего к бодрствованию), рассматривает сновидения с противоположной точки зрения: согласно его модели, получившей название "протосознание" (protoconsciousness), сны - это отнюдь не плод нашего подсознания, а вполне сознательный процесс, не способ решить нерешенные проблемы прошлого, а подготовка ко дню грядущему, своего рода генеральная репетиция.

Большинство наших снов, говорит он, это сны плохие, полные страха и злости. Нередко во сне мы оказываемся в ситуации, когда удача повернулась к нам спиной: например, вы опаздываете на работу и до сих пор в пижаме. Во сне проигрываются наихудшие из возможных сценариев, что дает нам возможность отработать приемы выживания в экстемальных ситуациях в безопасной обстановке, подготовившись таким образом к самым разнообразным сложностям реального мира

Сновидения возникают, когда наш ум осознает мозговую активность, происходящую в состоянии сна. Исследования нейробиологов говорят о том, что сны представляют собой скорее особую разновидность сознания, а не способ проявления подсознания. Из гипотезы Хобсона о "протосознании" следует, что трактовка Фрейдом роли подсознания и особенно его идеи о роли сновидений абсолютно необоснованы. Сновидения не могут сообщить ничего, чего нельзя было бы понять в состоянии бодрствования.

Новая теория, безусловно, взбудоражит психоаналитиков, которые используют "анализ сновидений" для того, чтобы отыскать скрытые конфликты и таким образом вылечить душевные недуги. Однако, как бы не отнеслись к этой теории ученые, придерживающиеся разных точек зрения, она наверняка принесет положительные практические результаты в деле лечения психических расстройств: изучая психологические и психические аспекты сновидений, мы можем лучше понять природу сознания и того, что и как может ему повредить.

Сущность сна и сновидений многие века занимала философов и психологов. В зависимости от своих воззрений они понимали сон или как мистическое состояние, или как специфическую работу мозга.

nbsp;RIN 2000-