Российская Информационная Сеть
4 мая, 19:22

Еще два представителя Медведева могут лишиться места

Еще два представителя Медведева могут лишиться места В скором времени еще два полномочных представителя президента в федеральных округах могут быть сняты с должностей, пишут 4 мая "Ведомости", ссылаясь на источник, близкий к Администрации президента.

Следующими за бывшим дальневосточным полпредом Олегом Сафоновым претендентами на увольнение могут стать его приволжский коллега Григорий Рапота, который еще даже год не отсидел на этом месте, и сибирский - Анатолий Квашнин.

Рапота уже достиг предельно допустимого возраста для государственного служащего, в феврале ему исполнилось 65 лет. А Квашнин якобы жалуется на здоровье, и как раз 4 мая его ждет для разговора президент. Сафонов был снят с должности 30 апреля, и его место занял губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. Это первый случай, когда место полномочного представителя президента занимает губернатор. За редчайшим исключением, полпредами становились только федеральные чиновники или представители силовых структур.

Депутат Думы Виктор Илюхин в беседе с "Ведомостями" заявил, что, по его мнению, для губернатора-долгожителя Ишаева это назначение - фактически отставка. "Коммерсантъ" же приводит радостную реплику секретаря регионального политсовета "Единой России" Сергея Иванченко, который уверен, что назначение Ишаева - "еще одно подтверждение того, что Хабаровский край развивается", и есть надежда на то, что "полпредство наконец-то начнет работать". "Ведомости", ссылаясь на чиновника президентской Администрации, пишут, что Сафонов в решении региональных конфликтов слишком опирался на силовиков.

Губернаторы, в том числе сам Ишаев, жаловались президенту на полпреда. Отставка Сафонова явилась итогом конфликта между Генпрокуратурой, которая защищала губернаторов от полпреда, и Следственным комитетом, который, напротив, пытался помогать полпреду в борьбе с губернаторами. В 2008 году против ряда чиновников дальневосточных областей и краев были возбуждены уголовные дела в связи с экономическими преступлениями. Подкоп велся под замгенпрокурора по Дальневосточному федеральному округу Юрия Гулягина. По одному из дел допрашивали даже приморского губернатора Сергея Дарькина, но тот слетал в Москву к президенту и премьеру, и расследование против его подчиненных прекратили. Сафонов был поставлен на должность полпреда как раз для декриминализации региона.

Николай Петров, Московский Центр Карнеги:

Я думаю, что назначение Ишаева настолько необычно и выламывается из общего ряда, что по нему трудно пока, по крайней мере, представить, о чем, собственно, идет речь. То ли это попытка наконец иметь на Дальнем Востоке полпредом человека, который действительно реально разбирается в проблемах региона - а Дальний Восток для Путина , для правительства, для Кремля важный приоритет, которому уделяется очень много внимания, но где до сих пор в качестве полпредов абсолютно некомпетентные с точки зрения, в первую очередь, экономического развития региона, и Ишаев в этом смысле выгодно с ними со всеми контрастирует.

То ли - и в таком случае две задачи решаются в пакете - результат желания убрать Ишаева как очень сильного, довольно властного, популярного в регионе губернатора, одного из последних оставшихся тяжеловесов, и, передвинув его наверх, одновременно решить проблему с довольно своевольным и независимым губернатором крупного региона. Поэтому, мне кажется, нужно посмотреть, как, собственно, дела будут развиваться дальше, чтобы понять, действительно ли Ишаев получает какие-то полномочия и возможности решать те проблемы, которые очень сильно обострились в связи с экономическим кризисом на Дальнем Востоке, или это просто политическая рокировка, целью которой является не столько решение проблем Дальнего Востока, сколько решение проблем Кремля с управляемостью губернатора Хабаровского края.

Честно говоря, мне сложно комментировать слухи. Я не совсем понимаю логику процесса сейчас. Понятно, что в ситуации кризиса роль и значение полпредов, необходимость решать нестандартные и новые, возникающие задачи усиливаются. И то, что недавно сказал Дмитрий Козак в части того возможного усиления института, мне кажется совершенно обоснованным. Другое дело, что сама эта обоснованность не является, увы, аргументом в пользу того, что так и будет поступать Кремль. А в этой ситуации, конечно, можно было бы считать, что в случае, скажем, с Квашниным назначение было продиктовано необходимостью убрать сильного и влиятельного генерала из Москвы, и это было связано скорее с решением конфликта внутри Минобороны, чем с заботой о Сибирском федеральном округе. И в этом смысле, конечно, можно найти гораздо более эффективного управленца, который смог бы более продуктивно работать на посту полпреда.

Что касается Рапоты, то там ситуация еще более сложная, в том смысле, что он - пример федерального чиновника, которого сначала назначили в один регион, как только он там успел осмотреться, его сразу перевели в другой регион. В этом отношении сама модель назначения и Рапоты, и Квашнина как генералов или крупных ВПКшных руководителей, которым по каким-то причинам не осталось места в Москве, в их прежних структурах, сейчас, мне кажется, в условиях кризиса, не работает. И тогда, если мы предположим, что Ишаеава назначили для того, чтобы сделать сам институт полпредов и, в первую очередь, на Дальнем Востоке, где очень серьезные проблемы, более эффективным, это одна логика, и по этой логике вполне можно было бы ожидать, что не даже не только Квашнин и Рапота, а ряд других полпредов, которые до кризиса были, главным образом, лояльными, жесткими и не связанными с региональными элитами - и в этом было их достоинство, - сейчас окажутся неэффективны и их надо будет менять на людей, которые гораздо лучше разбираются в проблемах того региона, которым они призваны руководить.

nbsp;RIN 2000-